Деньги и богатство как смысл жизни
Деньги, богатство — вот та путеводная звезда, которая ведет по жизни не только лишь богатеев и миллиардеров, а и куда более многочисленную армию нищих, ничем не владеющих людей, но готовых всем пожертвовать, лишь бы разбогатеть. Не убий, не прелюбодействуй, не пожелай добра ближнего своего, не кради, не лги…
Все эти моральные принципы тщательно соблюдаются богатеями всех стран и желающими вступить в их ряды только… без частицы «не». Убей, отними чужое богатство, укради, солги, прелюбодействуй, сколько можешь, — вот кодекс чести богатых. У нас их в последнее время почему-то стали называть «новыми русскими».
В главе, рассказывающей о неведении, мы ссылались на пример Антона — преуспевающего бизнесмена, у которого практически есть все: красавица-жена, машины, квартиры, лучшие врачи и клиники. Он из племени пресловутых «новых русских», которые добывают свое богатство трудом неправедным — обманом, подлогом, жестокой расправой с конкурентами. Определяющая черта представителей этого класса — всепоглощающая страсть к наживе и накоплению богатств, денег, за которые-де можно купить все. Однако весьма скоро почти все они убеждаются, что за деньги купить можно многое, но далеко не все. Счастья в семье не купишь, здоровья ребенку, чистой совести и просто спокойной жизни… Получивших так или иначе большие состояния нередко парализует страх потерять их, быть ограбленными, убитыми из-за денег.
О богатстве и деньгах в библии
Сами по себе деньги, даже очень большие, владение ими не грех. Неправильное отношение к ним, стремление заполучить как можно больше, попирая заповеди Божьи, — греховно и толкает на путь, полный тяжких грехов. Желание обогащаться, причем любой ценой — разновидность идолопоклонства, о котором говорит Библия. «А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1 Тим. 6:9–10).
Есть замечательная евангельская притча про богатого юношу, которая во многом помогает разобраться, если исследовать вопрос нашего отношения к богатствам мира сего. Подчеркнем, притча о примерном и достойном юноше, который с ранних лет стремился в полноте исполнять заповеди Божьи, то есть жить в согласии с Богом. И спрашивал он у Христа не о каких-то пустяках, а о том, как ему войти в жизнь вечную. По-видимому, у юноши тоже было немало проблем с обретением душевного покоя, раз он так настойчиво допытывался у Иисуса, что ему дальше делать и как поступать. Господь, как всегда, видит не внешнее, а внутреннее, не оболочку, а его сердце и знает, что основная проблема — любовь и привязанность юноши к своему богатству, поэтому советует продать имение, раздать состояние нищим и следовать за Ним. «Услышав сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение» (Мф. 19:16–24). Следующие после этого слова Господа звучат как диагноз: «…удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». Этот диагноз остался в силе по сей день.
Искушение деньгами и богатством
Богатые так любят свое неправедное богатство, что оно становится их богом, суть, идолом, непреодолимым препятствием на пути к познанию Христа, не говоря уже о том, что мешает следовать за Господом, как Он того хочет. В этих случаях, надо признать, речь, скорее, идет о людях религиозных или, как их еще называют, номинальных христианах, но не рожденных свыше и не встретивших Христа. Таких великое множество. Однако и среди христиан, последователей Христа, искушение деньгами выдерживают немногие. Сколько служений, чистых праведных дел было запятнано и разрушено неправильным отношением к финансам и своекорыстным распоряжением имеющимися средствами. Сколько обид и душевных ран это оставило. Именно из-за денег, фетиша вспыхивали между христианами непримиримые ссоры, распри, войны.
Люди, пораженные грехом обогащения, на постоянном учете древнего змея, который ждет только удобного случая, чтобы заставить их прямо поклоняться ему. И таких возможностей предоставляется немало. Золотой телец сегодня, как и в древности, занимает место истинного Бога, люди впадают в омерзительное идолопоклонство, выполняя все прихоти жестокого идола. Как и положено, идол требует жертв. «Корень всех зол, сребролюбие», действительно вызывает множество несчастий, люди запутываются в сетях рабского поклонения денежному мешку, «уклоняются от веры, сами себя подвергают многим скорбям». Сколько их гибнет! Достаточно хотя бы мельком взглянуть на криминальную хронику наших дней. Ни дня в России не обходится без убийств, жестоких и кровавых. Идол собирает кровавую жертву, получая огромное удовольствие.
Жизненный пример поражения богатством
Саша никогда не ввязался бы в это «грязное дело». Но семья его состояла из одних инвалидов — отца, матери и брата. Родителей еще можно было поддержать лекарствами и витаминами, хотя и это давалось нелегко при его небольшой зарплате, что касается брата — его участь зависела от дорогостоящей операции. Доктора в современном глазном центре, куда он с братом обратился за консультацией, сказали: дайте нам шанс и время, мы вернем ему зрение. Увидев расценки услуг, Саша присвистнул. Таких денег ему не заработать за всю свою трудовую жизнь.
Он сидел на старой качающейся табуретке у пустого холодильника, размазывал по щекам пьяные слезы, когда пришел школьный товарищ: дело есть на пять «лимонов». Саша знал себя, свою почти женскую чувствительность и ранимость, исключавшие всякую возможность участия в подобного рода делах. Он никогда не ввязался бы в него, но в соседней комнате сидел его слабовидящий брат, который безвозвратно погружался в кромешную тьму слепоты, и если не помочь ему сегодня, то завтра свет для него навсегда померкнет. В этой же комнате находились его больные родители, которым каждый день требовались витамины, таблетки и хорошее питание. А так бы он никогда не ввязался…
Чтобы снять внутренние протесты, сомнения и неуверенность, Саша обратился к милому парапсихологу — женщине с очаровательной улыбкой и холодными стальными глазами. Однажды он уже приходил к ней за помощью, когда чувствовал себя на грани нервного срыва, и она помогла. Теперь был осуществлен заговор на успешный бизнес, после которого Саша действительно перестал внутренне метаться. Появилась твердость решений, уверенность в необходимости и оправданности его участия в предложенном деле.
После первой удачной сделки Саша дал себе торжественное обещание никогда не возвращаться к грязному бизнесу. Омерзение вызывали люди, с которыми пришлось вступить в контакт. Страх и совесть мучили оттого, что его действия выходили за рамки Уголовного кодекса и просто разумные человеческие рамки. Однако деньги быстро кончились, а лечение брата только началось. И какой-то противный, но сладкий голос внутри говорил, что деньги не пахнут.
Скоро Саша потеряет счет сделкам. Вот только сделка с совестью никак не могла у него состояться. После недолгого молчания, связанного с очередным сеансом у парапсихолога, она, эта мучительница-совесть, просыпалась, начиная с новой силой грызть Сашу. Не спасало даже то, что вскоре он стал президентом вполне приличной фирмы, которую удалось открыть на деньги от «грязного дела» — торговли наркотиками в молодежных дискотеках. Не утешало и то, что брат, прошедший полный курс лечения, восстановил зрение настолько, что смог учиться в институте. Родители, благодаря заботам Саши, чувствовали себя намного лучше. Но и это не радовало. Ничто не радовало, душа не могла найти себе ни в чем утешения.
Теперь он постоянно вращался среди людей, которых в душе называл подонками. Вокруг него были одни убийцы, извращенцы, наркоманы. Саша перестал спать ночами. Только он закрывал глаза, как ему являлись картины изощренного садистского секса, жестокости, которые ужасом сковывали душу. Его одолевали тоска, чувство безысходности, загнанности в тупик и желание смерти — не своей, а чьей-то. Он не мог оставаться ночью дома один. Бродил по улицам с пистолетом в кармане, выискивая случайных ночных прохожих. Повстречав такую жертву, он долго преследовал ее, выбирал удобный момент для выстрела, но в самый последний момент рука слабела. Сильное желание убить никак не реализовывалось.
Бизнес поглощал его целиком, без остатка. Чтобы успешно развивалось дело и конкуренты не поглотили, Саша должен был 24 часа в сутки заниматься бизнесом, но он стал все чаще и чаще выезжать на дачу, которую построил на берегу Финского залива. В огромном и полупустом двухэтажном особняке он метался по комнатам, как затравленный зверь. Но никто не мешал ему тут выплескивать наружу то, что разрывало его изнутри. Он брал в руки топор и крушил дорогую мебель, бытовые приборы. Однажды разбил кран в ванной, и вода хлестала до тех пор, пока весь первый этаж, подвал не были затоплены. Выбегал в лес по ночам, сотрясая окрестности звериным криком. Потребность кричать, выть, скалиться была так велика, что он не мог иногда дождаться ночи или добраться до леса, делая все это в сарае. И все чаще возникала мысль избавиться от мучений путем самоубийства. Требование смерти вошло в его жизнь. И поскольку он не в состоянии был убить другого, то оставалось только убить себя самого. Несколько раз он пытался повеситься в лесу на дереве. Ничего не получалось: веревка рвалась, сук ломался… Как-то он убежал в лес в одной рубашке и на свою дачу больше не вернулся.
Старушка шла серым пасмурным утром поздней осени в церковь, увидев вдруг, что из леса навстречу ей метнулась тень. Она принялась истово креститься: свят, свят, свят Бог, спаси и сохрани, Христос! Бог не замедлил прийти ей на помощь, уняв дрожь в коленях и не допустив сердечного приступа. Зрелище, представшее перед ее глазами, было ужасным. Тень обернулась одичавшим мужчиной, почти голым, с длинной многомесячной бородой, сверкающими от голодного безумия глазами.
Никто бы не узнал в этом привидении некогда преуспевающего бизнесмена Сашу.
Старушка, укрепленная Господом, не испугалась одержимого бесами, пожалела несчастного, сказав:
— Зачем же ты, мил человек, довел себя до такого состояния. Тебе в церковь надо, покаяться. Идем со мной.
Он пошел. Вскоре Сашу определили в психиатрическую лечебницу, откуда его временами выпускают. Когда его разум просветляется, Саша идет в церковь, долго молится и плачет.