Нападения изнутри: грех, ереси и расколы

Сергей Санников

ОБЩАЯ ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА

НАПАДЕНИЯ ИЗНУТРИ: ГРЕХ, ЕРЕСИ И РАСКОЛЫ

Ранняя Церковь страдала не только от нападений извне, от язычников (гонения, полемика, клевета), но и от нападений изнутри. Эти нападения развивались в двух направлениях:

1. Проникновение греха, ослабление любви и снижение уровня святости.

2. Ложные еретические учения, приводящие к отступлению и расколу ранее единомышленных общин.

Уже в самом начале второго века стало появляться довольно много христиан, которые имели обычай «коварно носить имя Христово, между тем делать дела, недостойные Бога» — писал св. Игнатий («Послание к Ефеся-нам»). Они не только вносили в христианское общество, по словам современников, вместо тихости — грубость, вместо кротости — гнев, вместо молитвы — злословие, но многие из них стремились к руководству и учительству.

К сожалению, и сами пресвитеры, как руководители церковного общества не всегда оказывались на высоте. Например, в Филиппах пресвитера Валентина пришлось лишить сана за любостяжание. Появились диаконы, которые, по словам «Пастыря» Ермы, «худо проводили служение, расхищая блага вдов и сирот, сами наживаясь от своего служения». Это ослабляло веру христиан и лишало его божественной помощи.

В то время стали умножаться христиане, которые пытались совместить Евангелие с другими учениями и собственными взглядами. Это приводило к возникновению ересей и расколов. Цельс, наблюдая жизнь христиан II в., язвительно писал: «После того, как (христиане) распространились во множестве, среди них появились снова отдельные партии и секты — каждый желал найти себе собственных последователей; они снова отделяются от большинства и затем осуждают друг друга, так что, можно сказать, уже не имеют между собой ничего общего, кроме только имени».

Чаще всего основателями лжеучений становились образованные, мудрые в веке сем люди, называющие себя гностиками (от греч. «знающие»). Неудивительно, что к концу II в. в среде христиан можно было услышать такие высказывания: «От образования одно только зло» или «знание… причиняет вред душевному здоровью». И только в IV в. Церковь, приобретя собственный горький опыт, стала отделять от ложного знания истинное и научилась видеть не только вред, но и пользу образования.

Ересью обычно называют отклонение от общепринятого церковью учения, т.е. неверное истолкование основных догм.

Естественно, понятие ереси относительно, т.к. не всегда удается определить, является ли данное понимание допустимым разномыслием по второстепенному вопросу, либо искажением главных истин. Кроме того, общепринятое церковное понимание может отличаться от евангельского учения, и тогда возврат к правильному пониманию может быть квалифицирован как ересь. Однако, в Церкви доконстантиновского периода отклонение от общепринятого учения чаще всего было ересью по отношению к Евангелию.

Под расколом (греч. «схизмой») принято понимать отклонение от церковной дисциплины, т.е. дисциплинарное разномыслие при одинаковом исповедании доктрин и основ веры.

Главными ересями ранней Церкви были: гностицизм и иудействующие лжеучения. К III в. по Р.Х. стали появляться также заблуждения и ереси о Троице и о природе Иисуса Христа.

Расколы (схизмы) этого периода были связаны, главным образом, с вопросом о покаянии отпавших.