Как создать творческое напряжение в группе?

Вы когда-нибудь замечали, что почти невозможно оторваться от экрана во время последних пяти или десяти минут фильма, и вместе с тем люди с удовольствием уходят с воскресной школы во время последних пяти минут занятия для того, чтобы попеть в хоре. Кажется, это их совсем не беспокоит. Они выглядят почти счастливыми из-за возможности ускользнуть пораньше.


Почему так, и какое отношение это имеет к прекрасному преподаванию? Что общего у прекрасных фильмов, прекрасных книг и прекрасного преподавания?

Все они подразумевают неожиданную развязку. Вы не можете уйти с последних пяти минут фильма, потому что в это время мы настолько увлечены, настолько заняты, настолько заинтересованы… что просто не можете уйти.

Приходилось ли вам читать роман, который вы просто не могли отложить в сторону? Какова вероятность, что вы просто рассеяно просмотрите последние четыре-пять страниц? Этого никогда не случится. Если автор хорошо сделал свою работу, то вы будете чувствовать атмосферу неизвестности, которая просто не даст вам уйти. Это то творческое напряжение, которое заставляет вас перелистывать страницы до самого конца.

Никакое количество кинематографических спецэффектов или даже великолепная игра актеров не может компенсировать плохого сюжета фильма. Хороший сюжет заставляет вас до самого последнего момента гадать, чем же все закончится. Писатели поднимают проблему, требующую решения. Мы должны узнать развязку.

Хорошие уроки строятся по тому же принципу. Хорошие учителя создают больше проблем, чем они могут решить. Это то, что делает свет Слова Божия: он создает проблемы. Мы не знаем, каковы были проблемы, когда они были скрыты во тьме. Наша жизнь представляла собой запущенный чулан, в котором был выключен свет. Но теперь, когда свет включен, мы можем ясно увидеть проблемы. Хорошее преподавание — это не просто решение, это, скорее, создание проблем. Проблема не может быть решена до тех пор, пока она не будет извлечена на свет.

Хорошие учителя в течение всего урока поддерживают небольшое творческое напряжение. Это особая, почти осязаемая атмосфера, которая заставляет вас думать: «Как он собирается объяснить это? Как решить эту дилемму? Как разобраться в этой тайне? Каков ответ?»

Посредственные учителя стараются избегать напряжения во всех его проявлениях. Им нравится, когда все спокойно, аккуратно, в общем, так, как и должно быть. Им не нужны никакие вопросы, никакая неопределенность. Все мирно. Все тихо. Все скучно.

Умелый учитель использует творческое напряжение. Люди не осмеливаются уйти, потому что хотят увидеть, как все это утрясется. Все сохраняют внимание, потому что им интересно. Никто не смотрит на часы. А если кто-то и смотрит, то потому лишь, что думает, как за оставшееся время учитель ухитрится привести все это к единому заключению.

Это именно то, что делает игру в мяч захватывающей, не так ли? Вы гадаете о том, кто же выиграет. Неважно, насколько интересна игра сама по себе, если вам известен конечный результат; такая предсказуемость делает игру скучной. Очень многие уроки воскресной школы слишком предсказуемы. Нам требуется элемент творческого напряжения — немного «чем все закончится?» — в каждом уроке.

Вот практический пример творческого напряжения. Предположим, вы исследуете текст Филиппийцам 1:6: «Будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа». Учитель может просто объяснить значение всех слов — смысл слова «уверен» в греческом, «доброе дело» в данном историческом контексте, анализ параллельных мест для «совершать», и так далее. С другой стороны, учитель может создать некоторое творческое напряжение, спросив: «Наше возрастание в вере — чья это работа? Наша? Божья? Церкви? Пастора?»

В девяти случаях из десяти люди ответят, что это наша работа. Тогда прочитайте им этот текст и спросите: «Почему, в таком случае, Бог говорит, что Он берет на Себя ответственность за наше освящение?» Теперь сделайте паузу и дайте им подумать. Затем вы можете спросить: «Какова же наша роль в освящении?» или «Получается, что наша роль исключительно пассивная: просто позволить Богу, как говорят некоторые. Предположим, что это так, что наша роль в освящении действительно исключительно пассивная. Тогда почему в Флп. 2:12 сказано, что мы должны совершать свое спасение в страхе и трепете? Для вас это звучит пассивно? А как насчет следующих текстов (раздайте их на листках бумаги или попросите зачитать):

Луки, 13:24 «Подвизайтесь* войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут».

Римлянам, 14:19 «Итак будем искать* того, что служит к миру и ко взаимному назиданию».

Евреям, 12:14 «Старайтесь* иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа».

2 Петра 3:14 «Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь* явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире».

«Библия не может противоречить сама себе. Почему же в Послании к Филиппийцам написано, что Бог ведет нас к спасению, в то время как остальные стихи говорят, что мы должны прилагать все силы, чтобы приблизиться к совершенству?»

Долгая пауза. Пусть они бьются над этой задачей. Не решайте проблему; просто создайте ее и оставьте учеников наедине с ней. Сделайте эту проблему сложной, насколько это возможно: «Посмотрите на Евр. 4:11. О каких усилиях говорит этот стих? И какие усилия нужно делать для того, чтобы войти в покой (т.е. отдыхать)?»

Между всеми этими вопросами учитель должен останавливаться, чтобы группа могла подумать. Пусть они подискутируют. Если ваша малая группа не такая уж малая, разбейте ее на подгруппы по 4-5 человек. Пусть это будет настоящий диалог. Дайте им возможность немного поломать голову над проблемой. Не позволяйте процессу зайти слишком далеко, но пусть дискуссия будет настоящей. Пусть создастся настоящее творческое напряжение. Путь они сами попытаются решить задачу, прежде чем вы предложите ответы.

Когда они начнут приходить к заключению, встряхните их снова. Прочтите им Евр. 13:17:

Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.

Затем спросите: «За что ответственны руководители? Разве этот отрывок не говорит, что наше возрастание — это не Божья и не наша ответственность, но задача руководителей? Как вы это объясните?»

Снова пауза; пусть они обдумают это. Никто не станет смотреть на часы. Никто не будет зевать. Никто не уйдет раньше, чтобы успеть на спевку. Возможно, вы наживете себе врага в лице регента хора, но тут уж ничего не поделаешь.

Как не надо делать

Сравним этот метод с уроком, на котором как-то довелось присутствовать моему отцу. Изучалась история о богатом юноше (Мф. 18:18 и далее). Прекрасный отрывок для того, чтобы создать творческое напряжение. Этот отрывок так и просится быть материалом для дискуссии. Но не в тот день. Не в том классе. Учитель прочитал отрывок, а затем пояснил: «Этот отрывок, конечно, на самом деле не означает, что мы должны оставить все. Нет. Конечно, мы должны возвращать всю десятину, и кое-что еще сверх того время от времени, но Бог вовсе не ожидает, что Его дети оставят абсолютно все, чтобы последовать за Ним. В противном случае, это было бы спасение делами, а мы все знаем, что это неправильно».

Все согласно кивнули. Все почувствовали себя лучше. Еще один причинявший неудобства отрывок Писания благополучно приложился к остальным. Все было очень мирно.

Окажись я в том классе, я прижал бы их к стене. «Почему в Лук. 14:33 сказано: так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником?» Затем я замолчал бы, чтобы дать всем время подумать. Если бы они дали ответ слишком быстро, я нажал бы сильнее. Заставил бы их извиваться. Заставил бы их думать. Именно так рождаются ученики.

Между прочим, заметьте, что богословие того преподавателя было правильным. Мы действительно верим, что Бог не требует от каждого верующего расстаться со всем, чем он владеет. У меня нет возражений в отношении богословия преподавателя. Но есть намного лучшие способы выразить эту мысль. Думаю, что богатому юноше было непросто, и нашим ученикам также должно быть непросто, когда они говорят об этом.

Ближе к концу урока вы можете снять напряжение, сделав простое обобщение. Вы можете сказать: «Бог не хочет, чтобы каждый верующий оставил абсолютно все. Однако, Он желает, чтобы каждый верующий был готов оставить все. Однажды Он придет к нам, положит Свою руку на что-нибудь ценное и скажет: «Любишь ли ты Меня больше, чем это?» И мы должны быть способны ответить «да». Давайте склоним головы. В течение следующих 90 секунд задайте Богу вопрос: есть ли то, что Ты просил у меня, но я сокрыл это от Тебя? Мое время? Мои таланты? Мое богатство? Я снова возлагаю все это на жертвенник. Как Авраам возложил на жертвенник Исаака, так и я возлагаю на жертвенник все, что у меня есть. Соверши в моей жизни то, что угодно Тебе. Я полностью передаю управление в Твои руки».

Неснятое напряжение

Возможно, вам захочется оставить вашу группу в неснятом напряжении. Пусть они догадываются. Пусть они спрашивают. Пусть они говорят. Исследуйте стиль преподавания Иисуса. Он оставлял многие вопросы неотвеченными. Мы же хотим, чтобы все было ясно и четко.

Звонил ли вам кто-нибудь среди недели, чтобы сказать: «Учитель, я всю неделю размышлял над нашим уроком, и кажется, мне кое-что открылось. Что вы думаете по поводу…?» Когда это случится, вы поймете, что обучение действительно происходит.

Вам может показаться, что подобный подход с каждой неделей будет устаревать. Вам может казаться, что спустя некоторое время люди привыкнут к этому циклу напряжения-развязки. Вам может казаться, что вскоре они уже не будут испытывать напряжение, зная, что существует определенный вывод. Это кажется возможным; тем не менее, этого не происходит.

У меня есть друг, большой любитель вестернов. После того, как он неделю носится с хорошим вестерном, жена спрашивает его: «Ну что, главный герой опять победил злодея и ускакал вместе с девушкой?» Он улыбается и повторяет: «Точно, главный герой победил злодея и ускакал вместе с девушкой». «Потрясающе». Она пожимает ему руку и усмехается. Все так, как и должно быть. Они скачут вместе навстречу закату. На следующей неделе он будет читать очередной хороший вестерн. Чтобы узнать, чем все закончится.

Точно так же, творческое напряжение в классе никогда не устаревает. Неделя проходит за неделей, а оно все так же эффективно. Если вы хотите, чтобы ваша группа удваивалась каждые два года или чаще, используйте творческое напряжение в вашем преподавании.

* В англ. переводе «старайтесь изо всех сил» (прим. перев.).