Назначение квалифицированных лидеров

1.              Первым шагом на пути духовного роста поместных церквей является назначение духовно квалифицированных людей, которые руководили бы этими церквями. Эти лидеры должны избираться прежде всего на основании их духовных качеств, а не наличия у них даров, талантов и способностей.


Качества против способностей. Почти все из 20 необходимых качеств, перечисленных Павлом в 3-ей главе 1 Послания к Тимофею и в 1-ой главе Послания к Титу, имеют отношение к репутации, этике, морали, темпераменту, привычкам и к духовной и психологической зрелости. Сегодня нам нужно пересмотреть наш взгляд на этот вопрос.

На служение в поместных церквях нужно назначать людей на основании критериев, указанных в Новом Завете. К сожалению, мы часто смотрим на другое, а именно: на способности, таланты и дары, а не на более важные и более фундаментальные духовные качества.

Если вы знаете данное лицо достаточно хорошо, вы можете |определить, обладает ли оно указанными апостолом Павлом качествами, чтобы быть лидером в церкви. Это вовсе не означает, что такой человек должен быть совершенным. Совсем нет. Речь идет только об общей ориентации его жизни.

Однако нужно отметить, что вы не сможете сделать достаточно правильного заключения о чьих-либо качествах, не узнав о нем мнение тех, кто знаком с ним давно и достаточно близко. Вот почему церковь, называющая «пастором» человека, проповедь которого она услышала, может допустить серьезную ошибку в своем суждении. Человек может обладать способностью увлекать за собой людей ораторским искусством, но при этом вовсе не обладать необходимыми духовными качествами, так ясно изложенными в Новом Завете.

Более того, современные церкви часто избирают в свои братские советы людей только за то, что они являются преуспевающими бизнесменами. Такие люди умеют создавать большие организации в мире. И мы судим о них по их финансовому успеху и по их администраторским способностям. Когда церковь стоит перед необходимостью выбора лидеров, эти качества могут затмить собой те, которые перечисляет апостол Павел. Тем не менее, многие, кто имеет успех в мире бизнеса, не могут как следует управлять своим собственным домом. И если в церкви этого не учитывают, то она, избравшая такого человека своим лидером, может встретиться с серьезной опасностью.

Ту же самую ошибку допускают и на наших богословских семинарах и в других учебных заведениях, призванных подготовлять мужчин и женщин на различное духовное служение. В большинстве случаев учебные заведения рекомендуют своих выпускников на то или иное служение по их академической успеваемости и способностям, а не на основе духовных качеств, перечисленных в Священном Писании. Правда, на словах большинство учебных заведений говорит о духовных качествах своих выпускников, однако на деле их больше интересует академическая успеваемость. А ведь те, кто обладает какими-то особенными способностями или наделен особыми талантами, легче подвержены духовным слабостям. К сожалению, в большинстве учебных заведений этого попросту не учитывают.

Возраст и опыт. Другим важным фактором при избрании духовных лидеров является возраст кандидатов и их опыт.

Однако здесь возникает несколько проблем. Во-первых, Библия не говорит ничего конкретного о возрасте духовных лидеров. Во-вторых, физический возраст не гарантирует духовной зрелости. В-третьих, иногда более молодые являются духовно более зрелыми, чем более пожилые.

Тем не менее, факт остается фактом; некоторые вещи в характере человека можно узнать только с течением времени. С возрастом приходит опыт и мудрость и особенно у тех, кто хочет жить по воле Божьей. Все мы учимся на своих ошибках и успехах.

Имея опыт в вопросах церковной посадки, я пришел к заключению, что во многих молодых церквях,’ которым я помогал решать их проблемы, были вызваны тем, что на руководящие должности в них избрали слишком молодых людей. У них не было достаточного опыта и мудрости. Некоторые из них чувствовали угрозу со стороны более пожилых и более опытных руководителей. Другие впадали в гордость, от чего назревал неизбежный кризис личности и в некоторых случаях неудачное служение.

Тем не менее, я знаю молодых мужчин, которые добивались успеха в своем служении. Обычно это им удавалось, потому что они были самокритичны и готовы принимать советы от более опытных духовных лидеров. Они не настаивали на своем, когда встречались с теми, кто имел другое мнение, но старались из этого извлечь для себя урок.

Конечно, Тимофей является исключением из общего правила, и ему уже в юном возрасте была поручена важная руководящая работа. Он не только помогал укрепляться в вере новообразованным церквям, но и назначал в них пресвитеров. Пожалуй, в большинстве случаев это были люди более старшего возраста, чем он сам.

Тем не менее, Тимофею, было, пожалуй, не менее тридцати лет, когда он был призван на служение. А это означает, что он был значительно старше и был более опытен, чем многие духовные работники в наше время. А, кроме того, он находился в непосредственном распоряжении апостола Павла, который помогал ему преодолевать все трудности, возникавшие в его служении. И когда он испытывал какое-то разочарование, апостол Павел ободрял его. Более того, апостол Павел как бы наводил мосты для Тимофея. Он не только ободрял Тимофея и помогал ему вырабатывать соответствующие духовные качества, но и сдабривал церкви принимать Тимофея, несмотря на его молодость (1 Кор. 16:10-11). Тимофей может послужить хорошим примером для тех молодых мужчин, которые желают служить на ниве Божьей.

Мне часто задают вопросы относительно возраста служителей, поскольку многие выпускники духовных семинарий оканчивают свою учебу в возрасте примерно 25 лет. Могут ли они руководить церковью? На этот вопрос трудно что-либо ответить, поскольку тут замешано много различных факторов. Насколько зрелым является выпускник семинарии в духовном отношении? Как велика церковь, где он хочет служить? Каков духовный уровень членов церкви, и какие люди окружают данную церковь?

Обычно я советую молодым мужчинам (особенно до 30 лет) искать работу помощника пастора и работать вместе с более опытным духовным лидером. Причем вовсе не обязательно, чтобы молодой служитель был полностью согласен с философией служения более опытного духовного работника. Он вовсе не должен стремиться заменить старого пастора или заменить ориентацию церкви. Хотя это и трудная задача, но в подобных случаях предоставляется прекрасная возможность набираться опыта как в духовной, так и в психологической областях, вместе с тем развивая способность управлять.