В течении последних нескольких лет, я тщательно изучал этот феномен, и заметил несколько побочных результатов подобного рода состояний, которые были особенно заметны в жизни христианских лидеров. Существует несколько дополнительных проблем, к которым некоторые чрезмерно усердные служители в особенности подверженные и которые могут причинить им немало забот. Я вкратце опишу семь из них.
А: УМСТВЕННАЯ ОТРЕШЕННОСТЬ ОТ РЕАЛЬНОСТИ
Вначале это может проявляться в очень легкой форме, просто смутное чувство нереальности, или «это не происходит в действительности, меня здесь нет». Зачастую это подобно мечте, в которой вы летите над этой жизнью, и своими ногами вы не касаетесь основания реальности этого мира. Если это чувство устойчиво возрастает, то оно может стать своего рода «состоянию вне тела’, при котором вас может охватывать чувство того, что вы в действительности не присутствуете здесь, а просто наблюдаете за своей жизнью на телевизионном экране. Вас охватывает чувство, что вы просто наблюдатель, а не участник событий в своей жизни.
Б: ОСЛАБЛЕННОЕ ЧУВСТВО ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Во многом, в результате отрешенности от реальности, зачастую ослабляется чувство личной ответственности, Ваш рассудок начинает осознавать, что переживаемый вами стресс является следствием чрезмерной ответственности, которая возложена на него. В конечном итоге, человек враждебно относится к ответственности и старается избежать ее. Человек относится с чувством обиды к ней, из-за той боли, которая она возможно причинила. Подсознательно развивается чувство типа «Я ничего никому не должен». Это в ответ приводит к сопротивлению и желанию проигнорировать или избежать требований этой ответственности. Подобное отношение обычно искажает приоритеты жертвы такого состояния. В то время как часть их разума будет осознавать необходимость выполнения чего-то весьма важного, и даже чувство вины за то, что это не совершаете, в то же время другая часть разума будет отказываться от того, чтобы быть вовлеченной в какое-то действие и быть ответственным за что-то. Можно привести аналогию, которая отчасти иллюстрирует подобную тенденцию. Представьте себе человека, сидящего за рабочим столом, на котором находится множество очень важных писем, на которые требуется срочно ответить. Но вместо того, чтобы разбираться с этими письмами, он сидит за столом и играется скрепками или перебирает содержимое ящиков в столе. Делать что угодно, лишь бы избежать выполнения той задачи, которая требует внимания.
Ослабленное чувство ответственности весьма опасное свойство, потому что оно может вторгнуться в область моральной ответственности. Христианский лидер также должен быть примером моральной праведности. Существует постоянное, довлеющее чувство ответственности, чтобы быть образцовым примером порядочности и добродетельности. Одна часть его разума осознает существенность этого требования, в то время как другая его часть, находясь под довлеющем бременем ответственности, видит это требование как еще одну ответственность и отвергает его требования. Жертва подобного состояния менее склонна к исполнению ответственного требования. Человек становится более подверженным искушению игнорировать моральную ответственность.
В: ЧРЕЗМЕРНО АКТИВНАЯ СОВЕСТЬ
Может показаться странным, что в нашем разделе об ослабленном чувстве ответственности, отмечается чрезмерно активная совесть, однако подобные парадоксы проявляются в человеческом разуме, когда человек находится в состоянии подавленности. Дело в том, что если человек старается «избежать ответственности» это еще не означает, что его совесть уснула и не проявляет признаков жизни. Зачастую происходит все наоборот, и жертва подобного состояния находится между ослабленным чувством ответственности» и чрезмерно активно действующей совестью. Хотя это звучит противоречиво, но это ужасное сочетание приводит к депрессии и угнетенности. Человека преследует постоянное чувство паники, когда он отмечает, что нарушает установленные правила своей возвышенной и иногда преувеличенной совести.
Годы христианской жизни и лидерство в общине привело его твердому убеждению того, кем он должен быть. Однако его разум, будучи отягощенным нелегкой ношей ответственности, стремится освободиться от того, что диктует ему совесть. И человек становится жертвой ужасной дилеммы. Он буквально раздираем двумя силами, своей совестью и разумом, который в отчаянии стремится освободиться от угнетения.
Г: СИЛЬНОЕ ЧУВСТВО ВИНЫ
Большинство христиан хорошо знакомы с чувством вины. Церковь уделяла особое внимание осознанию людьми своей виновности. Послание церкви обычно подчеркивает следующее: «Ты являешься виновным грешником!» Вполне очевидно, что это является необходимой прелюдией для того, чтобы испытать прощение, спасение, восстановление и установить взаимоотношения с Богом. Однако чрезмерное подчеркивание виновности человека затмевает важность истины о праведности Божьей, которая вменяется человеку. Вследствие этого, многие люди унаследовали глубокое чувство вины. Очень часто оно идеализируется верой в прощение и очищение, и таится где-то в подсознании нашего разума, ожидая удобного случая, чтобы появиться на поверхности обвиняя и терроризируя жертву подобного состояния. Состояние эмоционального и умственного истощения, которое является следствием духовною срыва, приводит к открытости и незащищенности, при которой человек становится добычей совести, постоянно восклицающей «Виновен!» Люди находящиеся в депрессии (наиболее распространенный симптом срыва) обычно постоянно борются с чувством вины.
В сущности, существует две разновидности вины — реальная и надуманная.
Настоящая вина является следствием греха или поступка, которое нанесло оскорбление Святому Богу. Дух Святой приводит человека к осознанию виновности, которое является первым шагом на пути к покаянию, прощению и очищению. Это уже проверенная и надежная формула, единственная возможность искупления от греха и чувства вины, которое является следствием греха. Это чрезвычайно простая и эффективная формула. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи и очистит нас от всякой неправды» (1 Иоан.1:9).
Надуманная вина представляет из себя намного сложнее явление и с ней намного сложнее справиться. Большинство жертв духовного срыва не сталкиваются с настоящим чувством вины. Они отнюдь не согрешили и не нанесли никакого оскорбления Богу, и Тот не старается привести их к осознанию виновности. Такие люди страдают от «чувства вины». Большинство угнетенных христиан весьма чувствительны к осознанию своих проступков и падений. Они склонны чувствовать вину буквально за все, обладая чрезвычайно негативным представлением о своей жизни и этим постоянно содействуют мощному сильному чувству вины и неудачи.
В то время как с реальной виной возможно довольно легко справиться посредством исповеди, покаяния и принятия Божьего прощения, на основании Его обетования, то с надуманной виной невозможно справиться подобным образом. Вины как таковой не существует, она создана возбужденным разумом, который преследует извращенное желание наказать жертву подобного состояния.
Каким же образом можно облегчить эти чувства? Каким образом освободиться от силы надуманной вины? Лишь посредством понимания, что все ЭТО надуманное. Все это НЕ реальное. То, что вы НЕ согрешили. Что Бог НЕ намерен наказывать вас.
Подсознательно вы наказываете себя. Вы разочарованы и угнетены из-за своей болезни. Вы чувствуете вину за свое плохое состояние здоровья. Какие-то навязчивые мысли намерены наказать вас за то, что вы оказались настолько податливыми, что позволили болезни одолеть вас и теперь вы не в состоянии выполнить то, что на вас было возложено Освободить себя от подобных мучений вы можете лишь сами. Бог не может простить вас, потому что вы уже прощены. Теперь вы ДОЛЖНЫ ПРОСТИТЬ САМОГО СЕБЯ для того, что получить освобождение.
Д: ДУХОВНЫЙ МРАК — ДОЛИНА СМЕРТНОЙ ТЕНИ
Обычно, это один из самых трудных моментов для христианского лидера, когда он испытывает срыв. Дело в том, что в тот момент, когда он больше всего нуждается в присутствии Божьем, он не может испытать этого. Конечно, это отнюдь не означает, что Бог оставил его. Просто эмоциональные, умственные и духовные качества человека настолько ослаблены, что он иногда может не ощущать Божьего присутствия.
Я понимаю, что многие читатели этой книги найдут достаточно богословских причин тому, что подобное не должно происходить. Они, возможно, процитируют множество мест из Писания, которые, казалось бы, указывают на то, что этого не должно и не может произойти. Я бы согласился с этими доводами и назиданиями. Тем не менее я знаю, что подобное может произойти. Прежде всего, я знаю из Библии, из опыта и Давида, и позже Иисуса Христа, как об этом записано в Псал.22:1. «Боже мой! Боже мой! для чего ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего». Я также знаю из жизнеописаний некоторых великих мужей Божьих из истории церкви, что нечто подобное происходило и в их жизни. В конце концов, я знаю об этом из своего собственного опыта.
В такие моменты не только трудно испытывать Божье присутствие, но и принять хороший совет, утешение и помощь из самых надежных источников духовной силы. Эмоциональный срыв, привел к тому, что Библия, кажется, совсем не подходит к вашей чрезвычайной ситуации. Но Библия не изменилась. Произошло то, что „сила, восприятия настолько уменьшилась, что уже все потеряло какой-либо смысл. В подобные моменты, очень трудно, подчас невозможно читать или концентрировать внимание на чем-либо, что может принести помощь. Возможно, есть книги, которые могли бы помочь, однако неудачная попытка сконцентрировать внимание с целью получения поддержки от нее, вводит вас еще в большее разочарование. Подсознательно вы уже понимаете, что вам необходимо отвлечься от постоянного напряжения и концентрации. Что вам может быть и необходимо сделать, так это вместо того, чтобы заставлять себя силой читать Библию, следует попытаться вспомнить места из Писания, которые ободрят вас. Вспомните о них, и начните спокойно размышлять об этом. Я думаю, что именно так поступал Давид , когда обращается к нам с такими словами: «И сказал я: вот мое горе — изменение десницы Всевышнего. Буду вспоминать о делах Господа; буду вспоминать о чудесах Твоих древних» (Псал.77:11,12). В этом состоянии очень трудно молится. В особенности глубокие и интенсивные молитвы, которые вы обычно совершали. И опять здесь ваша сила концентрации весьма ослаблена. Я думаю, что решением этой проблемы будет непозволение чувству вины стать препятствием в молитвах, и начнете непосредственное общение с Богом. Просто поговорите с Ним открыто и неформально как с самым дорогим и надежным другом. Не старайтесь превратить ваше общение с Ним в религиозное или слишком духовное. Используйте это, как возможность просто снять свое бремя разочарования, страха и замешательства. Не старайтесь удивить Бога чем-то. Просто позвольте своему разуму и сердцу поделиться всем, что тяготит вас» Скажите Ему о своих опасениях. Исповедуйте самые глубокие тайны. Вы ничем не сможете шокировать Его. Но Он хочет, чтобы вы поделились с Ним своим бременем и «возложили все свои заботы на Него, потому что Он заботится о вас».
Е: ПОЧЕМУ НЕКОТОРЫЕ ЛИДЕРЫ СОВЕРШАЮТ ПАДЕНИЕ
Очень печально, что время от времени, и намного чаще, чем нам хотелось бы, мы слышим о христианских лидерах, которые «отпали от благодати». Мужчины и женщины, будучи лидерами христианских общин и организаций, и которые стремились вести за собой народ Божий, будучи образцом и христианским примером для них, в конечном итоге сами становятся жертвами искушений. Я думаю, что многие из нас размышляли над этим глубоким и животрепещущим вопросом: «Почему?».
Вполне очевидно, что существует больше чем одна причина этому, и невозможно дать один исчерпывающий ответ на этот вопрос. Для некоторых это просто случай чрезмерного неумеренного вожделения. Результат недостатка самодисциплины перед лицом мощных искушений, которые всегда атакуют людей, являющихся лидерами.
Однако, я также убежден, что многие из тех людей, которые попали в сети подобных искушений, иногда находятся под духовным гнетом, и испытывают определенное духовное, умственное и эмоциональное истощение. Я делаю заметки по этому поводу, и отнюдь не пытаюсь найти оправдание этому или покрыть грех и проступок. Я также не говорю, что это является истиной при любых обстоятельствах. Однако я хочу отметить то, что иногда (может быть и зачастую) является основной причиной подобного поведения. |
Библия говорит нам, что смертный человек от рождения наследует испорченность. Обычное значение этого слова является «Развращенность и нечестивость». Однако другое значение! этого слова звучит иначе — «где тонко, там и рвется». Каждый человек подобен цепи, которая имеет по крайней мере одно слабое звено. При огромной нагрузке или растяжке] на эту цепь, она поломается в самом слабом месте. Нечто подобное происходит и с человеком. Когда определенное давление будет оказано на него, то он более вероятно «поломается» в самом слабом месте. Этим местом могут быть их нервы, помыслы, функционирование тела, моральная сила. В нормальной ситуации этот человек достаточно силен во всех областях и поддерживает свое здоровье на высоком уровне. Однако в чрезвычайных ситуациях, при постоянном и немилосердном давлении, что-то нарушается. Безопасная лампочка взрывается.
Человек в такой ситуации будет искать облегчения от довлеющих обстоятельств, -какое-нибудь развлечение, которое принесет ему приятный перерыв от реальности тягот жизни. Нечто, что обеспечит ему временное облегчение от постоянного бремени может быть выражено в пьянке, — попытке утопить мысли о депрессии и болезненный самоанализ. Это может выразится во внезапном интересе к порнографии или в связях с женщинами легкого поведения. Возможно, что большинство развлечений в подобных случаях проявляется во внебрачных взаимоотношениях, которые могут возникнуть по многим причинам, из которых одна из самых главных является желание расслабиться и освободиться от невыносимого бремени.
Возможно это было одной из причин, по которой столько известных лидеров создают себе различного рода проблемы. Чем шире их известность, тем большее давление, они испытывают. Чем крупнее церковь, тем больше работы и ответственности. По этой и многим другим причинам существует необходимость, чтобы подобные лидеры были окружены постоянными молитвами своих помощников, коллег и членов церкви Вне сомнений лидеры церкви подвержены большему воздействию чем обычный член церкви, из-за возложенной на них ответственности, которая постоянно довлеет над ними. Очень часто считается, что лидеры находятся вне каких-либо искушений, в то время как в действительности груз ответственности за лидерство в церкви истощает их жизненные ресурсы и делает их весьма уязвимыми к любым испытаниям, которые обещают ему облегчение от почти невыносимого бремени, возложенного на него.
Слишком часто ослабленный воин кажется лицемером. Он проповедует одно, а поступает иначе. Зачастую он чувствует что что-то неладное происходите ним, однако он скрывает это и обманывает своих помощников. Проблема все же заключается в том, что что-то неладное происходит с ним из-за того, что он трудится слишком много и находится под намного большим давлением чем он когда-либо себе представлял. Он не может доверить кому-то свои проблемы, боится признаться в этом другим, в результате чего напряжение еще больше возрастает. В конечном итоге происходит взрыв.
Очень важно, чтобы мы осознавали саму возможность того, что многие лидеры, которые впали в различного рода искушения, возможно были воинами, которые достойным образом сражались в течении многих лет, затем ослабели и были ранены, не выдержав вражеского напора. До тех пор пока церковь не поймет это, она всегда будет стремиться проявите чисто законническую точку зрения на его поведение и видеть решение проблемы в дисциплинировании и отстранении от служения. В то время как определенная мера наказания необходима, самое главное, что требуется в этой ситуации — это исцеление и восстановление.
Мы видим ясное назидание апостола Павла в Писании: «Братья! если и впадет человек в какое согрешение, вы духовные исправляйте такого в духе кротости, наблюдая каждый за собой, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал.6:1,2).
Бог признает, что когда кто-либо совершает прегрешение, то его духовные братья должны что-то предпринять. Однако это нечто должно быть не просто наказание и дисциплинирование человека, но в духе кротости поиск возможности восстановления этого человека.