Бог сотворил человека по Своему образу и подобию (Быт.1:26-27).
План
- Что означают слова по образу и подобию
- Что значит быть сотворенным по образу Божию
- Некоторые выводы и понятия о человеке как образе и подобии Божием
- Как передается образ Божий
1. Что означают слова по образу и подобию
В Быт.1:26 используется слово – «целем» – зримый, воплощенный образ
(2Цар.11:8, Иез.23:14).и слово «демут» – образ идеальный, абстрактный
вывод: человек с одной стороны является Божьим отражением, с другой – в некоторой степени, являет собой духовную природу Бога.
Отцы церкви полагали, что «образ» – душевная сфера
«подобие» – духовная сфера
Бог имееи личностный характер. Человек – это личность. Основное понятие «сотворен по образу Бога» заключается в том, что человек – существо личностное. Личность – это тот, кто думает, чувствует, действует, творит.
2. Что значит быть сотворенным по образу Божию
Основные точки зрения
1) Телесная концепция образа Божьего
Образ Бога – весь человек, в том числе его материальное тело. Ветхозаветная мысль не проводит деления человека на тело и дух. На телесном, даже, делается особый упор (Быт.9:6).
Этой концепции можно возразить:
а) Бог – Дух. Почему же его образ – тело
б) Тело есть и у животного, но животное не является образом Бога
2) Бестелесная концепция
Образ Бога – связан с различными качествами и сторонами человеческой личности. Это может быть разум, воля, чувство, способность управлять, речь и т.д.
3) Сочетание первых двух подходов
Образ Бога – а) человек целиком – тело, душа. Тело является средством для самовыражения души, которая создана для общения с Создателем. Во время пришествия Господа наше тело превратиться в «тело духовное»
б) живое существо – так как люди живые создания и произошли от Бога – Бог тоже живой.
в) не просто живое и разумное существо – человек до грехопадения находился в постоянном общении с Творцом. Человек имел святость творения. Эта святость подверглась испытанию. До тех пор, пока Адам не согрешил – эта святость давала ему бессмертие.
Вывод: Образ Бога – человек целиком, живая разумная, свободная и нравственная личность.
4) Точка зрения римско-католической церкви
Образ – свободная воля, бессмертная душа, бессмертная природа.
Подобие – дополняет образ. Появился после творения. Это нравственная способность противостоять низшим желаниям. Человек пал, сохранил образ, но утратил подобие, которое восстанавливается через участие в таинствах.
5) Точка зрения неоортадоксов
Браннер во многом сходится с католиками
Барт же отвергал эту концепцию. Он считал, что образ Бога в человеке полностью искажен вследствие грехопадения.
3. Некоторые выводы о понятие человека как о образе и подобие Бога
В результате грехопадения образ Бога в человеке был искажен, но не утрачен полностью. Иначе человек просто перестал бы быть человеком (Быт.9:6). Главенство мужа основано на том, что он есть образ Божий (1Кор.11:7). Наше возрождение и освящение ведут нас в образ Христа. Настанет день, когда мы станем полностью Ему подобны (2Кор.3:18, 8:29).
4. Как передается образ Божий
1) Нехристианские точки зрения
а) Предсуществование – Бог сотворил душу раньше, чем тело, а в тело ее заключил в качестве наказания. Души проходят через разные тела, грехи при этом накапливаются. Этой теории придерживался Платон.
б) Инкорнация (переселение души, перевоплощение) – теория буддистов, кришнаитов. Создано определенное количество душ, которые постоянно перевоплощаются в разные физические тела.
2) Христианские точки зрения
а) Креационизм – Бог творит душу в момент зачатия. Душа становится греховной в следствии ее соприкосновения с греховным телом. Этой теории придерживались Фома Аквинский, Кальвин. Христос мог быть безгрешен, т.к. Его душа не передалась по наследству, а была сотворена и соединена с безгрешным телом. В основном эта точка зрения получила широкое распространение на Западе. В Библии мы находим подтверждение в Екл.12:7, Ис.57:16, Зах.12:1, Евр.12:9.
В Библии Евр.7:9-10, Быт.5:1-3, Быт.46:26, Пс.138:13-16, Евр.7:9-10
Беляев Александр 2ББ