Олимпийское христианство

олимпийское христианствоВ 1896 году основатель современных Олимпийских игр Пьер де Кубертен провозгласил  их главный принцип: «Самое важное в Олимпийских играх – не победа, а участие». Этот принцип стал очень популярным не только в Олимпийских играх,  но и в жизненной позиции людей. Возможно, вы обращали внимание на то, что многие христиане сегодня охладели духовно, многие равнодушно относятся к тому, что происходит в их жизни и жизни церкви, более того, для многих сегодня стало приемлемым в нормах морали и нравственности то, что несколько десятков лет назад даже для обычного мирского человека было чуждым. Люди исполняют свое служение, как получится, особо не напрягаясь…

Смотря на многих современных христиан, можно сказать, что они живут по данному принципу. На каком-то этапе своей жизни они стали олимпийскими христианами. Христианами, для которых главное – это участие, но не победа. Смотря на состояние многих современных церквей и христиан, можно сказать, что они являются представителями такого «олимпийского христианства».

Олимпийское христианство – это хорошо или плохо?

Для того, чтобы в этом разобраться, давайте посмотрим, в чем выражается следование этому принципу в жизни христианина, и как оно  определяет мышление и цели в его жизни. Как правило, это можно выразить его позицией в духовной жизни:
— Я верю в Бога…
— Я хожу в церковь, хоть и не регулярно, но тем не менее…
— Я приношу пожертвования…
— Я пою вместе со всеми…
— Я ничего плохого вроде бы и не делаю…
— Я участвую в жизни церкви… даже езжу в поездки, хожу в домашнюю церковь, я даже ее лидер…

Все звучит достаточно хорошо. Но не совсем хорошо! Ведь  главным является  то, для чего все это делает человек и с каким усердием! Каков в итоге результат его действий!

Апостол Павел в  1 Кор. 9:23-27  пишет: «Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его. Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы  –  нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным».

Принцип, совсем противоположный олимпийскому. Цель  –  достичь победы, прийти к финишу первым. Апостол Павел привел этот пример коринфянам, так как им хорошо были знакомы спортивные состязания, которые устраивали на полуострове Пелопоннес, где находился Коринф.  Победителю состязания  вручался  венец из сельдерея, тот, что Павел называет «тленный венец».

Возвращаемся к вопросу «олимпийского христианства», мы видим, что подобное явление снижает духовный рост христианина, лишает его награды от Господа, делает его «ни холодным, ни горячим». Почему же сегодня «олимпийское христианство» имеет место? Есть несколько причин:

1. Недостаток правильного библейского учения, или же частичная передача истины. То есть говориться о любви Бога, о том, что мы все Его дети и что Он любит нас такими, какие мы есть. Но при этом не говорится о нашей  ответственности перед Богом, о правилах благочестия и т.д.
2. Люди не хотят усложнять, как они думают, свою жизнь. У них  поверхностное восприятие Бога. Другими словами, они создали сами себе образ Бога и Его требований к жизни такими, какие удовлетворяют их интересы и образ жизни, не побуждая его изменять. Для успокоения совести они исполняют те, или иные обряды, думая, что таким образом они удовлетворили Бога и Он просто обязан дать им спасение.
3. Неправильная расстановка приоритетов в жизни.

Отсюда вопрос: «На что мы нацелены в нашей жизни? Ориентированы ли мы на то, чтобы получить от Бога награду?» Павел пишет Тимофею по этому поводу (2Тим. 4:7-8):  «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный».

Подвигом добрым…Сегодня в мире люди подражают тем, кто по их мнению совершает подвиги. По тому, как ты живешь и чьим подвигам подражаешь, можно судить о том, в каком потоке (течении) ты находишься:
— обогащение,
— развлечения,
— сладострастие,
— зависть,
— осуждение…

Где ты находишься? Чей подвиг движет тебя по жизни? Участвуешь ли в забеге или просто машешь руками, не зная, для чего живешь?

Апостол Павел в своем сравнении жизни христианина с бегуном на дорожке стадиона отмечает, что человек достигает результата, если он движим этой целью и все делает ради нее. Павел говорит, что он бежит не так, как на неверное. Или, другими словами говоря, он бежит на верное. Это оценка нашей жизни: «Живем ли мы верою, погруженные в поток Божьей славы, или ценности мира заполняют нашу жизнь?»

Ради жизни по вере апостол Павел был готов терпеть многое: «Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти…Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» (2Кор. 11:23-29).

Важна вся дистанция от начала и до конца. А так же необходимо соблюдать правила этого духовного «состязания». А в правила входят и ограничения:
— Нельзя сокращать дистанцию, невозможно выиграть наш «духовный бег», не выполнив всего того, что Он проучил нам.
— Нельзя путать свободу во Христе со вседозволенностью. Вседозволенность – это ложное понимание свободы, неверная позиция: что мне выгодно сейчас, то и хорошо; когда нужно себя оправдать – я прикрываюсь Евангелием, когда нужно кого-то осудить – я ссылаюсь на Евангелие, когда хочу хорошо выглядеть  –  соглашаюсь с Евангелием.  Христианская свобода  –  это укорененная в разуме и воле способность действовать или бездействовать, делать то или иное, совершать сознательные поступки по собственной инициативе. Не по влечению греховной плотской натуры, не под влиянием этого мира или дьявола, а исходя из
правильного выбора. Свобода определяется силой роста и созревания человека в истине и добре. Свобода достигает совершенства только если она подчинена Богу. В конечном итоге можно сказать, что Бог и есть наша Свобода. Следовательно, когда человек стремится к Богу, он подлинно свободен и потолок его совершенствования не ограничен. Если же он избирает другой путь – он срывается в бездну греха и смерти.
— Воздержание от того, что становится или может быть преградой
— Тренировки («упражняй себя в благочестии»)

В Библии есть средство достижения победы:  «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах…Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян. 2:42-44, 46-47).

Итак, залог победы:
— Учение апостолов (изучайте Писание и исполняйте написанное)
— Общение (не оставляйте собраний ваших)
—  Преломление хлеба  (будьте причастниками Тела Господня, что означает постоянное нахождение во Христе и труд в Его Церкви)
— Молитва  (общение с Богом)
—  Страх Божий  (страх сделать что-то то, что нарушит отношения с Богом и станет препятствием на пути к достижению цели).

«… Так бегите, чтобы получить» (1Кор. 9:24)

Сергей Поднюк, Ректор Теологического института ХВЕ, Минск