Жизненно важный опыт общения

В Новом Завете дано очень много примеров и указаний, каким должно быть общение верующих друг с другом и с Богом. Более того, оба эти вида общения настолько тесно связаны между собой, что их просто невозможно разделить.

Так например, новообращенные в Иерусалиме кроме того, что они «пребывали в учении апостолов», также «пребывали… в общении «койнониа» и преломлении хлеба ив молитвах» (Деян. 2:42). Совместно преломляя хлеб и совместно молясь, они находились в динамичном общении друг с другом и с Богом. Находясь в особых обстоятельствах, они несомненно буквально вместе питались, разделяя пищу между всеми, и одновременно вспоминали ломимое тело Господа и Его пролитую кровь. А проводя совместные молитвы, они поклонялись Богу, прославляя и благодаря Его.

Апостол Иоанн, говоря об этой взаимосвязи, пишет следующее: «О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами; а наше общение — с Отцем и Сыном Его Иисусом Христом» (1 Иоан. 1:3).

МОЛИТВЫ ОБЩИНЫ

В то время, когда церковь родилась, все находившиеся в иерусалимской горнице совместно молились, переживая одно из самых важных событий в молитвенной жизни их общины. В духе единства и единомыслия все 120 собравшихся «единодушно пребывали в молитве и молении» (Деян. 1:14), ожидая обещанного Иисусом сошествия Святого Духа.

Когда Дух Святой сошел в день Пятидесятницы, апостол Петр, часто выступавший от имени всей церкви в Иерусалиме, объяснил собравшейся толпе народа, что именно произошло. И по мере того, как он сильно и убедительно проповедовал, группа верующих, состоявшая из 120 человек, увеличилась до 3000 человек (2:41). Затем мы читаем, что эти новообращенные в учении и в общении «постоянно пребывали… в молитвах» (2:42).

Во многих посланиях встречаются призывы к церкви проводить совместные молитвы.1 Павел говорил верующим, находившимся в Риме и Колоссах, посвятить себя молитвам (Рим. 12:12; Кол. 4:2). Он поощрял верующих, находившихся в Ефесе и в Фессалониках: «молитесь во всякое время» «непрестанно» (Еф. 6:18; 1 Фее. 5:17). В Послании к Филиппийцам он пишет: «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» (Фил. 4:6). Апостол Иаков увещевает верующих «молиться друг за друга» (Иак. 5:16), а Павел говорит Тимофею: «прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков» (1 Тим. 2:1).

Интересно отметить, что многие из этих указаний относительно молитвы встречаются в контексте, говорящем о «жизни тела» и койнониа. Так например, обратите внимание на контекст следующих мест Писания и особенно на выражения «друг ко другу».

«Будьте братолюбивы друг ко другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; утешайтесь • надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве» (Рим. 12:10-13).

«Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем. Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фее. 5:14-18).

«Злостраждет ли кто из вас? пусть молится. Весел ли кто? Пусть поет псалмы. Болен ли кто из вас? Пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, — и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал, грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтоб исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5:13-16).

«Впрочем близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах. Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов; будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота; служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 4:7-10).

Обратите внимание, как часто молитва связана с благодарением (Еф. 5:20; Фил. 4:6; Кол. 4:2; 1 Фее. 5:17-18; 1 Тим. 2:1). Хотя молитва включает в себя прошения о личных нуждах, она не должна быть эгоистичной, но должна изливаться из сердца, переполненного «благодарностью Богу».

В нескольких местах Павел просит молить лично о нем (2 Фее. 3:1; Еф. 6:19), в частности о том, чтобы Слово Господа быстро распространялось и прославлялось (2 Фее. 3:1), и чтобы он мог возвещать его смело, представляя многим «тайну благовёствования» (Еф. 6:19). В свою очередь он лично молился о многих верующих и часто напоминал об этом (Рим. 1:8; Еф. 1:16; 3:14; Фил. 1:9-10).

Так характеризуются в Новом Завете «молитвенные собрания». Эти молитвы совершались не только в какое-то «определенное время», или «вечером», хотя, конечно, молитвы бывали и в такое время. По случаю особых обстоятельств верующие собирались на молитву, особенно когда были какие-то определенные нужды (Деян. 12:12). Однако чаще молитва была частью других мероприятий, когда верующие собирались для назидания. И когда они молились, они просили друг за друга. Они молились также за тех, кто проповедовал Евангелие, и вообще за всех людей.