От Ветхого Завета к Новому

Каждую из двух основных частей Библии — Ветхий и Новый Заветы — Церковь признает одинаково богодухновенной. Ап.Павел, обращаясь к Тимофею, пишет: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2Тим.3.1б).


Между Ветхим и Новым Заветами нет разрыва, они неотделимы друг от друга. Как сказал один из теологов: «Новый Завет в Ветхом скрывается, Ветхий в Новом — раскрывается». Но только благодаря Новому Завету человечество обладает всей полнотой откровения Божия. Поэтому естественно и необходимо пользоваться Ветхим Заветом для толкования Нового и в той же мере и даже более естественно и необходимо рассматривать Ветхий Завет только в свете Нового. Паскаль, например, говорит так: «Оба Завета взирают на Него (на Христа), Ветхий — как на свое упование, Новый — как на образец, и оба — как на свое кульминационное средоточие». Верно и то, что Ветхий Завет свой полный смысл и значение приобретает только в Новом Завете (Мф.5.17; Лк.24.27; 2Кор.3.14-16). Мы не можем правильно понять также и этические истины Нового Завета, пока не увидим их истоки в Ветхом Завете. Мы причиним непоправимый ущерб Ветхому Завету, если будем отрицать его божественное происхождение. Но еще больший ущерб мы причиним Новому Завету, если поставим его на один уровень с Ветхим.

О превосходстве Нового Завета вообще сказано немало, и не только в послании к Евреям. Так, Апостол Павел, пишет верующим в Ефесе: «То вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым» (Еф.3.4-5). Эта истина подтверждается и другими местами Нового Завета.

Главное же содержание Библии — Ветхого и Нового Завета — это повесть о том, что делает Бог для спасения Своего народа, начиная с освобождения Израиля от египетского рабства и кончая явлением в мир Сына Божия. Как Ветхий, так и Новый Завет свидетельствуют о Боге Авраама, Исаака, Иакова, «дабы благословение Авраамово чрез Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою» — (Гал.3.14). Откровение всех проблем, связанных со спасением всех людей и каждого человека в отдельности, дано нам в двух Заветах, как об этом сказано в прологе Послания к Евреям: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте» (Евр. 1.1-3). Другими словами, только чрез Иисуса Христа людям дана возможность войти в непосредственное присутствие Божие. Вместе со Христом Сам Бог приобщился к человечеству, в обычный ход земной истории вошла сама вечность. В Иисусе Бог открыл людям Себя во всей полноте Своей любви — «агате». Авторы Нового Завета были всегда уверены в том, что могущество любви Божией в будущем одержит окончательную победу.

Когда Иисус призвал Своих двенадцать учеников (это число исполнено символического значения), когда Он, как власть имеющий, провозгласил Свое новое учение в Нагорной проповеди (Мф.5-7) — весь народ дивился учению Его. Но путь к созданию нового Израиля был положен только после того, когда Спаситель в последний вечер Своей земной жизни установил Новый Завет в Своей крови. К тому времени старый Израиль по плоти явно восстал против Бога и отверг Иисуса. «И сказал Пилат Иудеям: се. Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! (Ин. 19.14-15).

Основой первоапостольской проповеди была весть, «что Христос умер за грехи наши по Писанию», о чем за несколько столетий до Голгофы проповедовал пророк Исаия (53 гл.). Нигде в Ветхом Завете не говорится так ясно об искупительных страданиях Христа, как в этой главе. Таким образом, как Ветхий, так и Новый Завет свидетельствуют о том, что крестные страдания и смерть Христа стали единственным средством примирения падшего человека с Богом. Об этом пишет Ал. Павел: «…благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» (1 Кор. 1.21). Крестная смерть и воскресение Христа, с призывом грешников к покаянию, составляли основное содержание проповеди первоапостольской церкви (Деян.2,37-38). Таким образом. Ветхозаветные пророчества о грядущем Спасителе стали в Новом Завете реальностью. «Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины,.. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» (Ин. 1.14-16).