Пение общины

Музыка всегда была частью духовной жизни чад Божьих. В Ветхом Завете часто говорится о музыке и, в частности, о пении. Конечно же, Давид является особенно наглядным примером человека, кто прославлял Бога и в молитвах, и в пении.

В Новом Завете сказано о Самом Иисусе, что Он пел вместе со Своими учениками, идя на гору Елеонскую (Map. 14:26) после того, как была совершена Тайная Вечеря.

Апостол Павел также прямо говорит о пении: «Назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» (Еф. 5:19).

Колоссянам он сказал: «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» (Кол. 3:16).

Снова обратите внимание на контекст, в котором идет речь о «совместном пении», и особенно на его цель. Они служили друг другу, «уча» и «увещевая» друг друга. Это и было назиданием тела Христова. Это должно было изливать Богу их «благодарные» сердца. И подобно общей молитве, общее пение было спонтанным и естественным излиянием чувств, непосредственно связанных с самими основами жизни тела Христова и койнония.

Заметьте также, что апостол Павел считает общее пение одной из основ процесса изучения библейских истин. Фактически своим пением верующие «учили» и «увещевали» друг друга «словом Христовым», которое «обильно вселялось» в их души (Кол. 3:16).

Говоря об этой концепции, Герберт Карсон предлагает следующее:

«Знание Слова Божьего было присуще не только. отдельным верующим, поскольку изучение истин его было сущностью церковного общения. Таким образом верующие делились друг с другом Словом Божьим. Они научились мудрости Божьей из Слова, обитающего в них самих, и затем эта мудрость становилась той атмосферой, в которой они общались друг с другом и укреплялись в познании истины. Поклонение церкви рассматривалось с точки зрения назидания церкви… пение же было не просто наслаждением, но методом обучения».

Заметна прямая связь между целью совместного пения и тем, что Павел говорит в Посланиях к Ефесянам и Колоссянам. Они должны были учить и увещевать один другого «псалмами и славословиями и песнопениями духовными» (Кол. 3:16; Еф. 5:19).

Некоторые считают, что апостол Павел имеет в виду ветхозаветный Псалтирь, когда говорит слово «псалмами». И если это так, то просто нет необходимости объяснять этот стих. Ничто другое, кроме «Слов Божьих», не может служить основанием для назидания верующих.

Термин гимн означает «хвалебные псалмы», т.е. поэтические произведения, возможно, вдохновленные не библейским откровением, а человеческим духом. И хотя эти произведения принадлежали людям, они служили для назидания верующих и прославления Бога.

«Песнопения духовные» можно назвать «духовными одами». Слово ода имеет очень широкое значение и может относиться как к светским, так и к религиозным поэтическим произведениям. Верующие к своим духовным одам создают в своих сердцах мелодию, и их пение отражает их отношения и чувства к Господу и друг к другу.

Будьте осторожны, однако, и не истолковывайте эти слова апостола Павла подобно тому, как это делают уже на протяжение многих лет некоторые верующие, считающие, что здесь идет речь о «музыкальном выражении». Павел не говорит здесь о каких-либо музыкальных формах, будь-то: темп, ритм, мелодия или гармония. Средоточием становятся «слова» или «поэтическое выражение». Во-первых, апостол Павел придавал главное значение словам, сказанным Самим Богом (как в псалмах); во-вторых, словам хвалы Богу (написанным самими верующими); и в-третьих, словам, выражающим истинные христианские переживания.

Путь, которым новозаветные церкви выражали свои музыкальные чувства, трудно сравнить с теми типичными сборниками духовных песен, которые употребляют современные евангельские верующие.

Однако важно не то, как они выражали свои чувства, а то, что они выражали! Как мы покажем позже, Библия допускает большую свободу в музыкальных формах, но дает конкретные указания, когда речь идет о содержании и цели пения. В данном случае апостол Павел говорит об одном элементе христианского опыта, а именно: о музыке. Темп, ритм, мелодия и форма исполнения — все относительные факторы. Они зависят от культуры. Однако назначение христианской музыки — это уже абсолютный фактор, и его сущность заключается в назидании. И Библия вполне определенно говорит: верующие должны петь совместно, чтобы назидать друг друга. Форма музыкального выражения поистине не имеет значения, но она должна создавать относительно динамичное христианство и помогать верующим изучать Слово Божье.