История христианства

Сергей Санников

ОБЩАЯ ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ХРИСТИАНСТВА

Для удобства изучения историю церкви делят на периоды. Однако принципы периодизации спорны. Часто трудно найти отправные точки для отсчета периодов. Некоторые авторы берут выдающиеся события внутрицерковной жизни, другие — внешние, политические события. В истории церкви совершенно очевидно различаются три периода — период древней церкви, средневековья и нового времени, хотя границы между этими периодами весьма условны.

Древняя история христианства — это время, когда главную роль в христианстве играли римляне и греки, церковное устройство и богословие находилось на стадии своего становления и развития и христианство развивалось в античных формах. Почти все историки говорят о том, что это время закончилось в VI-VII вв.

Второй период истории христианства— средневековье — это эпоха застоя, церковь и государства развивались синхронно и нераздельно, богословские споры закончились. На Западе церковь подавляла политическую власть, на Востоке являлась придатком государства. Это период господства пап и ведущей роли католической церкви. Он продолжался до реформации.

Третий период истории христианства — период новой истории — вызвал волну религиозного пробуждения и реформации церковной и политической жизни. Стали бурно развиваться науки, искусство, что вызвало волну критики, атеизма, либерализма и т.д. Церковь и государство стали разделяться друг с другом. В этот период вновь возвращается осознание первоначальной миссии Церкви — спасать людей.

Вполне понятно, что не во всех странах происходили подобные процессы; в разных местах они протекали по-разному, но в целом это были события, которые касались всего Тела — Церкви. Наиболее правильным представляется при изучении общей истории выделять не столетия, а более длительные в истории христианства, но достаточно однородные исторические периоды, во время которых не происходило качественных изменений, а затем делить их на разделы по предметному содержанию. Например: развитие церковных форм в данный период, развитие богословия, политическая история и т.д.

В настоящем пособии принята следующая периодизация:

Первый период — 30-313 гг. Гонимая церковь. Доконстантиновский период. Второй период — 313-604 гг. Воцарившееся христианство. Период богословских дискуссий. Третий период — 604-1054 гг. Раннее средневековье. От Григория Великого до разделения церкви. Четвертый период — 1054-1517 гг. Темные века. Засилье пап, предреформационные движения. Пятый период — 1517-XIX в. Эпоха преобразований. Религиозное пробуждение, контрреформация, гуманизм, критицизм, пробуждение и т.д. Шестой период истории христианства — XIX-XX вв. Современное христианство. Миссионерство, библейская критика, отделение церкви от государства.

При этом отдельно рассматривается история христианства в России на протяжении всех веков, но главным образом — от 988 до 1917 года. В главе, посвященной истории церкви в России, выделены три главных периода: киевский, в котором христианство развивалось и управлялось из главного города того времени — Киева. Это домонгольский период. Затем — московский период, с 1469 г., когда центр русского христианства сместился в Москву. Петербургский период — от Петра I (с 1700 г.), который упразднил патриаршество в России и фактически единовластно управлял церковью. Так было до восстановления патриаршества летом 1917 г.

В курсе мало внимания уделено евангельским событиям, происходящим в Палестине, и Апостольскому веку в связи с тем, что это широко известные в истории христианства довольно подробно описанные в литературе времена.