Пифагор

Необходимо остановиться на этом учении. Пифагор смотрел на мир через математические очки. Так он предполагал, что математически можно вывести, что мысль выше чувств и интуиция больше имеет значение чем наблюдения (Рассел 1993: 53). Пифагорейцы считали божественным числом “семь” (Реали и Антисери: 33).

Если чувственный мир нельзя впихнуть в математические границы, то это плохо для чувственного мира (там же). Пифагор верил, что после смерти душа человека переселяется в другие существа (Асмус 1998: 15).

В) АЛКМЕОН

Алкмеон определяет отличие человека от животного: “человек отличается от других животных тем, что “только он понимает (xunihsi) , а другие ощущают, но не понимают”; тем самым он отличает мышление и ощущение не смешивает их вместе, как Эмпедокл. После он высказывается о каждом (ощущении) в отдельности. Слышат ушами, потому что в них имеется пустота: она звучит (а звучание производится полостью), а воздух озвучивает. Обоняют носом, втягивая пневму к мозгу в момент вдоха. Вкусы различают языком: будучи теплым и мягким, он растапливает (пишу) своей теплотой,  а благодаря своей рыхлости и нежности всасывает (их) и передает (через поры в мозг). Глаза видят через окружающую влагу. Что глаз содержит огонь — очевидно, ибо при ударе по глазу огонь вспыхивает (искры летят). Видят посредством блестящего прозрачного тела в глазу всякий раз, как оно отсвечивает, и чем оно чаще, тем лучше. Все ощущения прикреплены к головному мозгу, поэтому если повредить мозг, то вред будет нанесен и ощущениям, т.к. он затыкает каналы, по которым передаются ощущения. Алкмеон ничего не говорил об осязании” (Лебедев 1989: 242). Философы натуралисты высказывались о человеке буквально подразумевая его естественные природу.

“Демокрит высказывался: “Счастье обитает не в стадах и не в золоте.  Душа — место жительство этого демона… Не телесные силы и не деньги делают людей счастливыми, но правота и многосторонняя мудрость” (Материалисты Древней Греции: 155). Мудрость “приносит следующие три плода: дар хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо поступать”(там же: 163). Первый обеспечивает душевное здоровье, ибо хорошо мыслить значит иметь верное суждение о вещах, а это освобождает от простых страхов (страха смерти и страха перед гневом богов). Второй заключается в прямоте и правдивости: “Слово- тень дела”. И, наконец, третий дар мудрости призывает к практической добродетели: “Должно приучать себя к добродетельным делам и поступкам, а не к речам о добродетели” (там же).“ (взято из Иванов 1997: 146).