Платон

Карлос Вальверде описывает учение Платона об антропологии так: “Философия Платона составляет благороднейшую попытку, предпринятую в греческом мире, самому подняться к абсолютному трансцендентному и научить этому других людей. платонизм не беспристрастное умозрение, а такая концепция реальности, которая увенчивается педагогикой.

Она учит восходить от чувственного к умопостигаемому, от низшего к высшему, чтобы там, в вышине, обрести счастье в созерцании истины и любви к Благу. Именно в этом заключается смысл и последнее основание бытия мыслящего человека. Поэтому человек, с точки зрения Платона, есть, прежде всего, душа. Она божественна по происхождению, нематериальна, вечна и бессмертна” (Вальверде 2000: 61). Б. Рассел придерживается мысли, что Платон предполагал о том, что “телесные наслаждения являются единственными, которые имеют значение”. Платон в этой идеи поддерживал неумышленно моралистов (Рассел 1993: 156). Что же происходит с душой? Приведу мнение К. Вальверде об этом учении у Платона. “Душа временно соединена с телом вследствие грехопадения. На нее возложена задача управлять телом, подобно тому, как руль правит кораблем или упряжка лошадей — колесницей. Но тело – темница души. В этой жизни задача человека состоит в том, чтобы приготовиться к окончательному освобождению и достигнуть созерцания идей в иной жизни. Средством для этого служит диалектика (Вальверде 2000: 61). Эту мысль подтверждает Б Рассел: “Мышление протекает лучше всего, – говорит Сократ, – когда душа сосредоточена сама в себе и ее не смущают ни зрение, ни слух, ни страдание, ни наслаждение, когда, когда душа простилась с телом и стремится к сущему”(Рассел 1993: 157). Тело – зло, душа – добро, но остаются некоторые вопросы, один из них; что происходит, когда человек уклоняется от цели своего бытия? Вальверде понимает эту идею так: “Если человек уклоняется от выполнения этой задачи, его душа перевоплощается в другое тело, утрачивая свою последнюю цель“ (Вальверде 2000: 61). Но если душа стремится к знанию и приобретает его  потому освободившись от тела, душа приобретает общение с такими же свободными существами, может быть в этом и заключается истина (Платон,  взято из Рассел 1993: 159). Платон призывает смотреть на вещи душой, а не телом, т.к. “…тело и присущие ему страсти порождают войны, восстания, бои, ибо все войны ведутся из-за приобретения денег, а деньги мы вынуждены приобретать ради тела, рабствуя пред уходом за ним” (Цитата Платона, взято у Рассел: 158). А. ф. Лосев отмечает, что Платон, несмотря ни на что, придает большое значение красоте и гармонии человеческого тела. Вечная красота присутствует в физически телах, в человеческом теле, космосе, обществе (Лосев 1994: 595). Изложу четыре аргументы Платона в доказательство о бессмертии души. Первый аргумент, который приводит Платон в пользу бессмертие души, касается противоположности смерти и жизни, т.к. они противоположны друг другу, то они должны порождать одна другую. Отсюда можно заключить, что после смерти души существуют не ведомо где и когда наступает время, они приходят обратно на землю (там же: 159). Второй аргумент заключает в себя идею, что знание то же самое, что и воспоминание. Из этого следует, что душа существует еще до рождения. Эту теорию может поддерживать идея точного равенства. Эту идею нельзя вывести из опыта (там же: 160). Третий аргумент о бессмертии души – само тождественно   идеи (oidos) души. Само тождественность можно постигнуть только умом (Платон 1993: 418). Четвертый аргумент: “теория души как эйдоса жизни” (там же: 419). В примечании к “Фидону” написано о необходимости “понимать причину как понятия или смысл (logoj), благодаря этому,  и определяется “истина сущего”; это и есть идея (eidoj), которой причастно все существующее и от которой все получает свое имя” (там же).