Плод духа

плод духаЕф.5:8-9  «Вы были некогда тьма, а теперь  —  свет в Господе: поступайте, как чада света,  потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине». Плоды плоти хорошо раскрыты в Иер.17:9 «Лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено; кто узнает его?».

Тело и дух человека живут в постоянной вражде, тело желает земного, низменного, дух стремится к Создателю, хочет угодить Ему. Гал.5:17-21 «ибо плоть желает противного духу, а дух  — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы». Сегодня, как и когда-то в Галатийской церкви, есть люди, которые живут по плоти. О таковых Павел говорит, что они не наследуют Царства Божия. Они не обязательно грешат заметным образом, это может быть  то, на что мы не всегда обращаем внимание: зависть, гнев, разногласия, ссоры, соблазны. Из нечистого сердца никогда не может выйти что-то чистое. Наша плоть никогда не удовлетворит праведные требования святого Бога.

Рим.7:18а «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе». Человек имеет склонность ко греху, ему нужно рождение свыше, после чего он должен жить по Слову Божию, быть под постоянным руководством Духа Святого.
Дух человека имеет постоянное желание осуществлять волю Божию, но сделать это мы можем только под влиянием Божией благодати. Плод благодати – плод Духа. Гал.5:22-23 «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание».
Рассмотрим эти качества и проверим живем ли мы по духу?
1.  Любовь. Любовь стоит впереди всех плодов. Это божественное качество. Все дары Духа Святого имеют силу только тогда, когда их мотивирующей причиной является любовь. Бог излил на землю Свою любовь в лице Иисуса Христа. Любовь Божия милующая, прощающая, спасающая. Бог доказал Свою любовь на деле. Любовь – это действие. Все наши добрые дела должны твориться с мотивом любви.
2.  Радость. Мир не может дать истинной радости, потому что у него ее нет. Дьявол пытается давать заменители радости, но эта радость фальшивая, временная, поддельная. Истинная радость в постоянном пребывании в Иисусе Христе. Написано «Радуйтесь всегда в Господе»  (Флп.4:4). Дети Божии умеют радоваться даже в страданиях за Христа потому что источником их радости является Иисус Христос, а не внешние обстоятельства жизни. Качество истинной радости  –  святость. Радость, как плод  Духа созревает  только от возрастания в благодати. Если внутри нас есть радость, ее не нужно имитировать, она и так есть в жизни и видна окружающим. Радость пребывает только в живом христианине.  Ин.15:11  «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна».
3.  Мир. Чтобы иметь мир Божий, нужно, чтобы Бог мира был с нами. Мир изливается в наше сердце, когда мы примирены с Богом посредством Иисуса Христа, Он есть Князь мира, дает Свой мир, оберегает нас от всякого беспокойства:  «и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Флп.4:7). Кто сохранит, соблюдет сердца наши от тревог, сомнения, страха, депрессии? Мир Божий. Многие наполнены сегодня страхом, тревогой, депрессией. Мир Божий не хранит их сердца, потому что они живут не по духу, а по плоти. Мир Божий наполняет наше сердце, когда мы угождаем Богу. Он есть наш мир.
4.  Долготерпение. Каждый человек по своей природе хочет видеть плоды своего труда пред Господом, ответы на  молитвы немедленно. Но долготерпение учит нас ожиданию и терпению. Плод  Духа нуждается во времени для созревания. Мы не должны торопиться, но ожидать. Бог дает ответы в свое время, а не тогда, когда нам этого хотелось бы. «Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний.    Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается»  (Иак.5:7-8).  Когда мы видим успех нечестивого и страдание праведного, наше терпение подрывается, но Бог говорит, что у Него отмщение. Отсутствие терпения влечет духовное ослабление и даже разочарование. Поэтому долготерпение необходимо нам, чтобы мы могли твердо стоять в вере и, преодолев все, остаться победителями.
5.  Благость.  Христианин, в котором есть благость, никогда не ищет своего, он сострадателен. Благость  —  божественное качество. Наш Бог благ. Благость делает христианина добрым, отзывчивым ко всем. Он приходит на помощь упавшим, ослабевшим. Сколько сегодня в церкви людей, которые упали, ослабели, ищут помощи. Благость делает много добра, но не приписывает себе никаких заслуг. Написано в Гал.6:9-10 «Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере».
6.  Милосердие.  Милосердный Бог требует милосердия от всякого служащего Ему. Мих.6:8  «О, человек! сказано тебе, что  —  добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим». Милосердие очень тесно связано со смиренномудрием, потому что оно побуждает  к прощению. Например, Христос очень высоко оценил действия Самарянина по отношению к своему ближнему. Милосердие  –  практическое качество. Павел писал в своем послании в колосскую церковь «Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение» (Кол.3:12). Здесь все взаимосвязано, это фактически плод Духа. Если мы облекаемся в милосердие, мы должны облечься и в благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение.
7.  Вера.  Это наша верность в служении Христу, в том призвании, к которому Он призвал нас. 1Кор.4:2 «От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным». Дарования и служения могут отличаться друг от друга, но требования верности одинаковы к каждому верующему. Вера, как плод  Духа, по особенному отличит себя во время гонений, испытаний, страданий. Гонения и испытания не уничтожают, а закаляют веру. Сохранение верности в гонениях и испытаниях есть доблесть христианина. В послании Тимофею Павел пишет, что он сохранил веру (2Тим.4:7). Сколько пришлось ему пережить, но он сохранил свою веру. Стойкость и непоколебимость нашей веры является последствием нашего постоянного пребывания во Христе и Его благодати. В  Пс.30:24  написано, что Господь хранит верных.
8.  Кротость. Флп.4:5  говорит:  «Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко».  Кротость усмиряет бурю, кротость удаляет гнев, кротость примиряет врагов, кротость  –  это елей на рану, кротость  –  это бальзам на больное место, кростость – это целитель взволнованного духа. Главной задачей кротости, как плода Духа, является держать узы любви между членами Тела Христова. Кротость необходима каждому в общении с другими. В присутствии кротости не сложно почитать других высшими себя. Где отсутствует кротость, там не может быть почтения, смирения, уважения, вежливости. Кротость проявляет себя не только в сердце, но в поведении и словах.  Кол.4:6  «Слово ваше [да будет] всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому».  Тит.3:2 «никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам».  В знаменитой Нагорной Проповеди Иисус Христос говорит:  «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю»  (Мтф.5:5).  Пс.36:11  «А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира».  Кроткие насладятся миром. Если мы имеем кротость, мы имеем и мир. Все взаимосвязано.
9.  Воздержание.  Воздержание, как плод  Духа, контролирует поведение христианина. Если человек желает быть водимым Духом Святым в своей жизни, Дух Святой даст ему силу контролировать потребности своей плоти. Быть умеренным в принятии пищи, в  словах, одежде, в отношении к жизни в целом. Если у нас отсутствует воздержание, обязательно будет разнузданность. Успешная жизнь христианина невозможна без воздержания. Плод воздержания влечет за собой мудрость, равновесие и рассудительность.  В  1Кор.9:25  мы читаем:  «Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы  –  нетленного». Освящение ведет нас к воздержанию от всякого рода зла, греха, от всего того, что оскорбляет Дух Святой. Этот плод должен быть в нашей жизни. Если мы живем по духу, все эти плоды будут в нашей жизни. Может быть, не все сразу, потому что плод  –  это процесс. Что значит жить по духу? Иметь общение с Богом, искать лица Его, водительства Святого Духа, иметь стремление жить святой и праведной жизнью, помышлять о горнем.
Наша христианская жизнь – жизнь практическая. Можно много и красиво говорить о Боге, но если в нашей жизни нет плода Святого Духа, мы мертвые христиане, религиозные и формальные, мы ничего общего не имеем с водительством Святого Духа. Каждый христианин должен сам в себе создать такие условия, чтобы плод  Духа мог свободно расти и процветать в нашей жизни. Подобно кисти винограда, в которой все ягоды соединены воедино,  плоды  Духа, составляют  один единый неделимый плод  Духа. Христианин ценен качеством своих плодов. Да поможет нам Господь жить по духу!

Андрей Павлов, региональный пастор церкви «Благодать»