ПОЛЕМИКА С ЯЗЫЧЕСТВОМ

Сергей Санников

ОБЩАЯ ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА

ПОЛЕМИКА С ЯЗЫЧЕСТВОМ

Язычество выступило на борьбу с христианством не только с помощью государственной власти, но и посредством духовного оружия.

Это проявилось, во-первых, в гнусных обвинениях, которые были в ходу не только у черни, но и в высших сословиях.

Чаще всего злые языки приписывали христианам занятия магией и волшебством; поклонение ослиной голове; сексуальные извращения и даже ритуальные убийства своих детей.

Во-вторых, духовная борьба язычества с христианством вылилась в форму литературных сочинений.

Они были направлены, с одной стороны, против христианских воззрении, с целью опорочить их и извратить, а, с другой стороны — пытались философски обосновать языческое идолопоклонство и древние обычаи и обряды.

Наиболее известное полемическое философское произведение, направленное против христианства, принадлежит языческому философу-эпикурейцу, представлявшему себя платоником — Цельсу («Истинное Слово» 170-185 гг. по Р.Х.) Известны также сочинения неоплатоника Порфирия (270-275гг. по Р.Х.) и правителя Вифании — Иерокла (ок.303 г. по Р.Х.). Однако, эти книги погибли в эпоху раннего средневековья, частью из-за преднамеренного уничтожения, а частью — вследствие их игнорирования позднейшими христианскими писателями. Таким образом, до нас не дошло ни одной достоверной языческой рукописи полемического характера, однако из опровергающих христианских трудов можно многое восстановить. Так, по сочинению Оригена («Против Цельса») был почти полностью восстановлен оригинальный текст Цельса.

Цельс приводит иудейскую хулительную легенду о безнравственном рождении Иисуса (от римского солдата Пантера); доказывает несовместимость Ветхого Завета с Новым; считает христианские догмы о воскресении мертвых и всеобщем суде — чудовищным восточным умопомешательством; обвиняет христианство в заимствовании учения у египтян, у Платона и др. Библейские чудеса он объясняет магией, а Христа представляет как волшебника и обманщика. Причем все это написано в форме весьма непристойного издевательства.

Несмотря на слабость и поверхностный характер исторической части сочинения Цельса, его философские возражения против христианства оказались настолько полными, что последующие противники христианства, вплоть до наших дней, не смогли добавить к ним что-либо существенно новое.