ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ИУДЕИ

Сергей Санников

ОБЩАЯ ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ИУДЕИ

На рубеже Старой и Новой эры Иудея находилась на положения римского протектората. Так продолжалось почти 70 лет: от вторжения римских войск под начальством Помпея в 63 г. до Р.Х., по просьбе враждующих иудейских группировок, до установления римского управления в Иудее в 6 г. по Р.Х.

В течение этого периода Иудея занимала положение полунезависимого (вассального) государства. Римская верховная власть утверждала в ней правителей сначала из дома Асмонеев, которые принесли евреям национально-религиозную и политическую независимость в предыдущий период (с 140 до 63 гг. до Р.Х.), но потом римляне стали назначать правителей из иудаизированного идумейского рода Антипатра и Ирода. Это было кровавое время смут и междоусобиц.

Центральной фигурой этого периода стал Ирод Великий (37 г. до Р.Х. -4 г. по Р.Х.), который после шестимесячной осады и взятия Иерусалима римскими легионами в 37 г. до Р.Х. взошел на иудейский престол.

Ирод стремился построить Иудею по образцу Римской империи. Он расширил территорию государства, восстановил разрушенные города и отстроил новые, воздвиг великолепные здания и значительно перестроил Иерусалимский храм. Но внешний блеск этих деяний сопровождался внутренним разложением, раздорами в царской семье, грубым произволом, постоянными казнями, репрессиями и народными проклятиями.

После смерти Ирода Великого воцарится его сын Архелай (с 4 г. по Р.Х.). Страна была так потрясена внутренними смутами, что римляне нашли удобный момент и превратили центральную Иудею в провинцию, управляемую римским наместником (с 6 г. по Р.Х.).

Так заканчивается эпоха римского протектората и постепенно на окраины Иудеи распространяется римское владычество.

Следующий, почти 70-летний, период римского господства и падения иудейского государства (6-73 гг. по Р.Х.) характерен постоянными попытками гордых иудеев свергнуть могущественную римскую власть.

Первые десятилетия этого периода на окраинах Иудеи (в Галилее, Персе и др.) управляют тетрархи из сыновей Ирода Великого, поставленные Римом. Народ сохранял остатки былого теократического самоуправления в лице первосвященника и Синедриона, хотя его решения контролировались римским прокуратором. Постепенно иудеи все больше и больше чувствовали иго иноземной и иноверной власти. Пламя возмущения особенно разгорается в партии свободолюбивых Залогов. Если при прокураторе Понтии Пилате (26-36 гг. по Р.Х.) народ униженно просил о недопущении в Иерусалим императорских знамен, оскорбляющих национальные чувства, то при Петронии (40-41 гг. по Р.Х.) он уже занял угрожающую позицию ввиду оскорбительных указов Калигулы о воздаянии ему божественных почестей и попытки установления его статуи в Иерусалимском храме для всеобщего поклонения.

Смерть императора Калигулы остановила готовящееся восстание и короткий перерыв в прокураторском управлении позволил внуку Ирода Великого — Агриппе I— объединить Иудею под своей властью на четыре года (41-44 гг. по Р.Х.), но вскоре страна вновь попадает под власть римских чиновников.

При последующих прокураторах (Куманий, Феликс, Фест) и особенно при Гессии Флоре терпению иудеев (по выражению Тацита) пришел конец. В мае 66 г. по Р.Х. началось восстание иудеев. Поводом к нему послужили несправедливые и беспримерные по жестокости бесчинства римских воинов над жителями Иерусалима, совершенные по приказу Флора.

Четыре года продолжалась воина маленькой нации со всесильной Римской империей. Она закончилась полным падением еврейского государства, разрушением Иерусалима, сожжением Храма и гибелью почти трех четвертей еврейского населения Палестины.

Вел эту войну Веспасиан, а затем его сын Тит (будущие римские императоры) . Проданные в рабство и рассеянные по всей империи евреи почти на два тысячелетия лишились самостоятельности и государства.

Духовный центр иудейства еще в начале иудейской войны перешел в г. Ямнию, где была составлена Мишна и другие части Талмуда, а также обработан текст Ветхого Завета, вошедший в историю под названием Масорет-ского. Идея политического мессианства потерпела поражение, и в противовес ей стала развиваться идея мистического мессианства (Филон Александрийский).

Начало II в. ознаменовалось новыми волнениями иудеев по всему Востоку, которые достигли своего апогея в 131-135 гг. по Р.Х. во время Палестинского восстания под предводительством Симеона Бен Козеба, объявившего себя Мессией и звездой (Чис.24.17). Отсюда его прозвище Бар-Кохба («сын звезды»). Это восстание было вызвано решением императора Адриана (117-138 гг. по Р.Х.), который во время посещения разрушенного Иерусалима приказал построить здесь новый римский город Элия Капитолина, а на месте Иерусалимского храма возвести храм Юпитеру Капитолийскому, под именем которого должны были воздаваться божественные почести самому Адриану.

В результате восстания, которое было подавлено с педантичной жестокостью, провинция Иудея потеряла остатки самостоятельности и стала частью Сиро-Палестинской провинции, а территория Иерусалима — римской колонией, пребывание в которой иудеям было запрещено.

Таким образом, политическая история Иудеи прервалась до 1948 г., и она, выпустив из своих недр христианство, с середины П в. по Р.Х. перестала оказывать сколько-нибудь значительное влияние на всеобщую историю и историю христианства.