Положение о руководстве церковью

…философия форм и функций

Вы можете удивиться тому, почему мы в северной церкви библейского братства имеем совершенно отдельную публикацию о руководстве и о формах и функциях руководства церковью. Вот почему: мы делаем различие между формами и функциями. Библия дает вполне конкретные указания относительно функций новозаветного руководства, однако оставляет нам свободу выбора в вопросе форм.

Мы не считаем, что разработанные нами формы являются единственно правильными или даже наилучшими. Мы разработали их в соответствии с нашими конкретными условиями и нуждами на основании полученного нами практического опыта.

Ниже приводится описание форм руководства, принятые в СЦББ. Поскольку они не являются абсолютными, в них всегда могут быть внесены необходимые изменения.

Возраст. Возраст, в котором лицо может быть назначено на руководящую должность в церкви, Библией не указан. Однако слово старейший значит «старший мужчина». Но опять-таки Библия не дает какой-либо конкретной цифры.

Вопрос возраста — вопрос относительный. Одни люди достигают духовную зрелость и мудрость скорее, чем другие. Однако Священное Писание подразумевает, и большинство людей с этим соглашается, что способности человека выявляются только на практике. А для этого требуется время.

Наша церковь считает, что членом церковного совета может быть человек в возрасте примерно сорока лет и выше. Мы признаем, что в каждом отдельном случае может быть принято особое решение, поскольку эта норма не является абсолютной. Тем не менее, именно эта цифра должна служить критерием при избрании пресвитеров. Но, поскольку она неабсолютна, могут быть исключения, и принимаются они самими членами церковного совета.

Процедура избрания. Священное Писание не дает прямых указаний, как нужно избирать или назначать пресвитеров. Мы знаем, что Павел и Варнава сами назначали пресвитеров (Деян. 14:23), и знаем также, что Тимофей и Тит имели право назначать пресвитеров (1 Тим. 3:1 и Тит. 1:5).

Проблема, однако, заключается в том, что мы не являемся «апостолами» в полном смысле этого слова, мы также не имеем людей подобных Тимофею или Титу, которых непосредственно назначили в определенные места апостолы для помощи в развитии церквей, основанных в результате миссионерской работы.

Тем не менее, мы имеем принцип, могущий оказать нам помощь в этом вопросе. Во вновь образованных церквях пресвитеры могут назначаться общепризнанным духовным лидером.

В Новом Завете мы находим еще один принцип. В уже существующей церкви разумно проводить процесс одобрения избираемых и назначаемых пресвитеров. Речь идет не о «выборах», когда церковь выбирает работника из двух или большего числа возможных кандидатов. Вместо этого члены церкви должны «одобрить» или «не одобрить» то лицо, которое было рекомендовано всей церковью. Другими словами, если церковный совет рекомендует одного человека, желательно, чтобы он был одобрен всей церковью.

Исходя из вышеизложенных принципов, мы разработали следующую процедуру:

1. Первоначально пресвитеры должны быть рекомендованы церковным пастором и одобрены большинством членов церкви.

2. Начиная с этого момента и дальше, пресвитеры должны рекомендоваться церковным советом и одобряться большинством членов церкви.

Число членов церковного совета. Снова, Писание не дает конкретного указания, сколько пресвитеров должно быть в поместной церкви. Поскольку новозаветные церкви часто состояли из какого-то числа домашних церквей (церкви тогда не имели своих специальных помещений, как в наше время), мы не знаем в точности, как они были устроены. Имели ли они одного пресвитера в каждой домашней церкви? Вполне возможно, но мы не знаем точно. Они могли иметь и по несколько пресвитеров в больших домашних церквях, поскольку в некоторых домах тогда имели возможность собираться до 500 человек.

Одно мы знаем точно, что обычно они имели больше, чем одного пресвитера в одной поместной церкви. И хотя церкви состояли из нескольких групп, собиравшихся отдельно, они сохраняли церковное единство (например, иерусалимская или ефесская церковь).

Принцип коллективного руководства в Новом Завете изложен очень четко.; Однако конкретное число лидеров в поместной церкви не указано. Это уже относится к вопросу формы. В нашей церкви мы решили иметь не менее семи пресвитеров и не больше двенадцати членов церковного совета в данный момент. На своем собственном опыте мы убедились, что большое число членов совета делает работу неэффективной в процессе решения проблем. Принятие согласованных решений в таком совете становится затруднительным, хотя Библия и не говорит нам конкретно, как такие решения должны приниматься. Тем не менее, такие решения принимать намного легче после обсуждения вопросов в маленькой группе, чем в большой.

Период служения. И снова тщательное изучение Библии приводит нас к заключению, что в Слове Божьем не дается конкретных указаний, на какой период служения в данной церкви пресвитер должен назначаться. Тем не менее, Библия подразумевает, что если человек стал пресвитером, то нет какого-то предельного срока его служения, и он может оставаться на служении столько, сколько позволит ему время и его способности. Без сомнения, это вполне допустимо. Однако в наше время, когда церкви быстро растут, возникает несколько различных проблем. Одна из, них заключается в том, что при стремлении предоставить членам церкви возможность заняться духовным трудом в качестве лидера, число членов церковного совета постоянно растет, а это затрудняет принятие эффективных решений. Но если принять систему «закрытого» церковного совета, тогда возникают другие серьезные проблемы. Во-первых, такой совет может стать консервативным. Во-вторых, при такой системе члены церкви не имеют возможности продвинуть других мужчин на духовное служение.

Существует несколько форм, с помощью которых можно решить эту проблему. Один из них — это учреждение, так сказать, двух групп духовных работников: одна, имеющая неограниченный срок служения, и другая — с ограниченным числом участников, и с ограниченным сроком служения, в которой и будут приниматься церковные решения. Однако здесь возникает новая проблема, состоящая в том, что те, кого не выберут в группу с ограниченные числом участников, будут чувствовать себя обойденными. А раз они пресвитеры, будут считать себя обязанными принимать участие в принятии церковных решений.

В нашей церкви мы приняли другую форму. Члены церковного совета в Северной церкви библейского братства служат в течение трех лет, за исключением первоначальной группы. Одна треть участников церковного совета заменяется ежегодно, что означает, что одна треть служит всего один год, а другая треть — два года.

После года отсутствия, любой из участников совета может быть избран на трехгодичный срок служения. Нужно отметить, что любой член церковного совета может уйти из него в любое время, если он узнает, что другие члены церковного совета считают его неэффективным работником.

Надлежащая квалификация. Любой член церкви, (1) имеющий приблизительно сорокалетний возраст или старше, (2) соответствующий по своим духовным качествам описанию апостола Павла в 3-ей главе 1 Послания к Тимофею и в 1-ой Послания к  Титу, и (3) служивший успешно на протяжении определенного периода времени в качестве руководителя группы (миницеркви), может быть избран на служение в церковном совете. И в таком случае он должен продолжать свое служение в миницеркви на протяжении всего времени пребывания в церковном совете. Мы считаем это очень важным условием, поскольку тот духовный лидер, который не имеет живого контакта с людьми, будет склонен принимать решения, оторванные от конкретных нужд членов церкви. Мы считаем, что Священное Писание не позволяет иметь в руководстве тех, кто занимается только «административной» работой.