Праздники

Сергей Санников

ОБЩАЯ ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА

Праздники

Пасха, как и Пятидесятница по-прежнему были самыми большими праздниками церковного календаря Однако расхождения в дне празднования ми праздниками церковного календаря. Однако расхождения в дне празднования Пасхи все еще сохранялось несмотря на постановление I Вселенского Собора праздновать Пасху в первое воскресенье после 14 Нисана. Но проблема заключалась в том, что так называемое римское исчисление 14 Нисана не согласовывалось с Александрийским в перерасчете месяцев лунного на солнечный, а также не было общего согласия в исходном пункте – дне весеннего равноденствия. После многолетних споров и поправок Рим принял системе исчисления.

К IV в. относятся достаточно достоверные данные, что перед Пасхой проводился 40 дневный пост, однако общая длина его на Востоке и на Западе была различна, т.к. не все дни недели верующие постились.

В IV в. получило всеобщее признание празднование Вознесения, но основным нововведением этого периода стало установление праздника Рождества и Богоявления. Впервые Рождество стали праздновать гностики в конце II в. на Западе. Для них рождение и богоявление (крещение Иисуса) означало одно и то же. В некоторых местах Рождество праздновали в конце марта, в других местах в мае, но к середине IV в. на Западе твердо установилась новая дата – 25 декабря. Выбор этой даты определялся идеей о том, что мир был создан в день весеннего равноденствия, поэтому зачатие Девы Марии должно было произойти именно в этот день, следовательно рождение Спасителя должно было произойти через 9 месяцев – 25 декабря. Но с большей вероятностью можно предполагать, что выбор этой даты определялся желанием привлечь язычников в церковь не ломая их традиций. Поэтому великий языческий праздник – день Бога-Солнца (solinvictus) отмечающийся 25 декабря как победа света над тьмой и удлинения дня после зимнего солнцестояния стал совмещаться с Рождеством.

На Востоке, очевидно независимо от Рождества, появился праздник Богоявления, который праздновался 6 января. Возможно здесь также сказалась александрийская языческая традиция отмечать в этот день водный праздник, а также рождение нового эона. Рождество на Востоке долгое время не праздновалось, но позже восточная и западная церковь переняли друг у друга эти праздники и Рождество стали праздновать 25 декабря а Крещение Господне – 6 января (соответственно 7 января и 19 января по Юлианскому календарю). Постепенно на Западе Богоявление стали праздновать как день поклонения волхвов, которые позже превратились в трех царей, как того требовала неумолимая логика папацезаризма.

В этот же период стали появляться другие праздники — Сретение, Благовещение, Преображение, также праздник Креста Господня в честь того, что Еленой, матерью Константина, был найден в Иерусалиме крест на котором по преданию был распят Иисус.