Пресвитеры или епископы

Рассмотрим несколько важных положений, имеющих отношение к этому процессу:

/. В Священном Писании лидеры поместных церквей имеют два основные титула.

Духовные лидеры называются двумя словами:  «епископ» (эпископос) и «пресвитер» (пресбутерос). В Посланиях апостола Павла эти слова взаимозаменяемы.3

Слово епископ означает «надзиратель». В Греции этот титул являлся официальным, и Лайтфут в связи с этим пишет: «В древнегреческом языке это слово относилось к тем, кто был .назначен для управления новой колонией или завоеванной территорией». Синонимами этого слова являются слова надзиратель, блюститель, попечитель, опекун.

Слово пресвитер, хотя и используется в литературе многих культур, чаще всего относится к описанию деятельности избранных Богом людей. И опять Лайтфут делает некоторые значительные замечания:

«Во время получения закона, во времена судей, во времена царей, в период вавилонского пленения, после него и во времена римского правления израильские «старейшины» являлись важной и неизменной правящей силой в израильском обществе … Каждой

иудейской синагогой … управлял совет «старейшин». Не было поэтому противоестественным, что и в христианских общинах, состоящих из иудеев, при подобных же обстоятельствах возникло нечто наподобие совета старейшин».

Слово старейшина в Новом Завете встречается чаще, чем слово епископ, и особенно в книге Деяний Апостолов. Лука в своем Евангелии употребляет выражение «старейшины израильские»,4 а в книге Деяний Апостолов, после того, как возникли церкви, как в Иерусалиме, так и в других местах, он говорит о «старейшинах церковных»5 или о пресвитерах. Упоминание об епископах в Деяниях встречается только один раз в том месте, где описано обращение апостола Павла к ефесским пресвитерам (Деян. 20:28, переведено словом «блюстителями»). После этого слово «епископ» встречается только в Посланиях апостола Павла и притом взаимозаменяемо с словом пресвитер.

Некоторые считают, что слово епископ относится к самому руководству церковью, тогда как слово «пресвитер» непосредственно к человеку, осуществляющему руководство. Однако, как кажется, есть более подходящее объяснение. Поскольку апостол Павел исполнял свое служение, в основном, среди неевреев, и поскольку именно он чаще всего употребляет слово епископ, можно заключить, что этим он хотел яснее передать свои мысли общинам, состоящим как из иудеев, так и из неиудеев одновременно. Обратите внимание, что это слово встречается в Посланиях к Филиппийцам (1:1), к Тимофею, оставленному им в Ефесе (1 Тим. 3:1-2) и к Титу, находившемуся на Крите (Тит. 1:7). Во всех этих церквях, находящихся в языческом мире, общины состояли из новообращенных, как из иудеев, так и из неиудеев. И если это правда, то значит, что Павел чувствительно относился к культуре и знал, как важно общаться на родном языке. Апостол желал объединить эти группы, показать им, что «стена», разделявшая их ранее, исчезла, и что Бог создает из них «одного нового человека». Христос примирил и неиудеев, и иудеев «в одном теле» (Еф. 2:14-16). И они теперь уже не являются ни иудеями, ни неиудеями, но «церковью Божьей» (1 Кор. 10:32).6

Итак, будем ли мы употреблять слово «пресвитер» (термин, хорошо известный иудеям) или слово епископ (термин, хорошо известный грекам) — это неважно, — заключает Павел. Важна сама сущность того, кем они стали и как изменился их образ жизни. Титул — вторичен, тогда как качества и исполняемые функции — первичны.7

2. Эти духовные лидеры должны управлять и пасти Божий народ.

Ответственность, возлагаемая на лидеров церкви описывается также двумя словами. Они должны управлять и пасти.8 «Управлять» — это более технический термин, тогда как слово «пасти» является более красноречивым и более наглядным.

Управление церковью. Апостол Павел впервые употребляет слово «управлять» когда перечисляет качества, необходимые для пресвитера. Обратите внимание, в данном случае он говорит о роли отца в управлении своей семьей, «Хорошо управляющий домом своим» написал Павел (1 Тим. 3:4). Затем он указывает на прямую связь между управлением домом и управлением церковью. «Ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?» (1 Тим. 3:5)..

Это очень важная мысль. Во-первых, апостол указывает на прямую связь между семьей и церковью. Очень часто семья представляет собой церковь в миниатюре. Отец должен управлять своей семьей так, как пресвитер церковью. Фактически отец в каком-то смысле является и отцом, и пресвитером.

Во-вторых, важно отметить, что Павел указывает на функциональное значение слова управлять. Это всеобъемлющая концепция. Сюда включено все, что имеет к этому отношение. Речь идет о всестороннем управлении семьей или церковью. Другими словами: Бог возлагает полную ответственность на отца за управление домом, и Он возлагает полную ответственность на пресвитеров за управление церковью.

В-третьих, взаимосвязь между семьей и церковью указывает на важность того, что невозможно создать какую-то философию служения в церкви или в собственной семье без учета взаимоотношения между ними. Другими словами: Бог применяет одни и те же принципы как для управления церковью, так и для управления домом. То же самое можно сказать и по отношению к мужу и жене: взаимоотношения между ними должны быть такими же, как взаимоотношения между отдельными членами церкви.

В-четвертых, взаимосвязь между семьей и церковью, о которой говорит Павел, приводит нас к очень важному практическому вопросу. Из Священного Писания вытекает один совершенно определенный принцип: Бог не желает, чтобы в семье было больше, чем один лидер, а именно — отец и муж. Означает ли это то, что по мнению апостола Павла и в поместной церкви должен быть только один лидер? Этот вопрос приобретает особенно важное значение в свете того факта, что в настоящее время по этому поводу существуют различные мнения. Но прежде, чем искать ответ на этот вопрос, нужно рассмотреть значение слова «пасти».

Пасти стадо. Слова пасти и провести встречаются в Писании гораздо чаще, чем слово управлять и господствовать, когда описывается главная ответственность пресвитера.9 Для христиан I века, хорошо знавших взаимоотношение между пастырем и стадом, это слово было более близким и понятным. К сожалению, многие верующие нашего XX века не понимают в достаточной мере этой аналогии, как указывает на это Филипп Келлер в своей блестящей и содержательной книге Пастырь, изображенный в Псалме 22: «Многие читающие или изучающие Писание в нашем XX веке являются уроженцами больших городов, построенных руками людей. А городские люди часто бывают совершенно незнакомы с такими вещами, как скот, пастбище, пища или жизнь на природе. И оттого, что они не знают, что такое овцы, зерно, земля или виноград, они не могут правильно понимать многое из того, о чем говорится в Священном Писании».

Апостол Петр, в сравнении с другими новозаветными авторами, использует эту аналогию наиболее прямо. В своем Первом Послании он призывает пресвитеров: «Пасите Божье стадо». Они должны делать это по доброй воле, «непринужденно» и с чистыми намерениями («не для гнусной корысти»). Более того, они не должны подходить к этому с позиции господства и превосходства над теми, кого они должны «пасти». Напротив, они должны «подавать пример стаду» (1 Пет. 5:1-3). Он заканчивает свою мысль упоминанием о величайшем Пастыре, ходившем когда-либо по этой земле — Иисусе Христе. «И когда явится Пастыреначальник. — пишет он, — вы получите неувядающий венец славы» (5:4).

Как и в случае со .словом управлять, слово пасти является также всеобъемлющим. Пастырь несет ответственность за все происходящее в стаде. Он должен быть «блюстителем» перед опасностью нападения «лютых волков», т.е. лжеучителей (Деян. 20:28-29). Он должен питать своих овец, не упуская возможности поучать и возвещать «всю волю Божью» (Деян. 20:27; Тит. 1:9). Он должен заботиться о них и молиться о них, когда они болеют (Иак. 5:14).

Наиболее полно описаны обязанности пастора в Псалме 22. Давид описывает в этом Псалме Самого Господа, заботящегося лично о нем, и это описание служит нам самым лучшим примером каким должен быть пастор народа Божьего:

Псалом 22

Я ни в чем не буду нуждаться Он удовлетворяет мои духовные нужды
Он покоит меня на злачных пажитях Он дает мне возможность чувствовать себя в покое и безопасности
И водит меня к водам тихим Он утоляет мою мою духовную жажду
Подкрепляет душу мою Он поднимает меня , когда я падаю и разочаровываюсь
Направляет меня на стези правды Он открывает мне волю Божью.
«Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною». Он не оставляет меня в трудные и опасные моменты жизни.
«Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня». Он с любовью обличает меня, когда я нарушаю волю Божью.
«Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих» Он предоставляет мне духовную пищу, когда меня окружают светские люди и когда я соприкасаюсь со светскими идеями.
«Умастил елеем голову мою». Он исцеляет мои боли и раны.

Таким образом пресвитер должен пасти и управлять своих людей

•        Удовлетвори их духовные нужды

•        Внушая им чувство покоя и безопасности

•        Утоляя их духовную жажду

•        Помогая подняться тем, кто пал или обескуражен

•        Открывая волю Божью

•        Находясь рядом с теми, кто переживает трудности или опасности

•        Обличая с любовью согрешающих

•        Снабжая духовной пищей

•        Исцеляя раны и боль

«Управлять» и «пасти» — это синоничные функции. В них взаимосвязываются понятия, которые включают в себя многие специфические функции, такие как: уподоблении Иисусу Христу, проповедь Евангелия, предупреждение и обличение тех, кто допускает нехристианское поведение, учение истинам Божьим, молитву за больных. Именно это должны делать те, кто управляет или пасет Божий народ.

3. Некоторые из церковных лидеров должны получать зарплату за свое служение.

Апостол Павел упоминает об этой обязанности в Первом Послании к Тимофею. Он пишет: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (1 Тим. 5:17). Обоснованность такой мысли — в контексте. Павел при этом ссылается на Ветхий Завет: «Ибо Писание говорит: «не заграждай рта у вола молотящего»; и: «трудящийся достоин награды своей» (1 Тим. 5:18).

Это место Писания является библейским основанием для того, чтобы платить зарплату современным пасторам в составе одной поместной церкви. Если служитель уделяет очень много времени своему служению, у него будет мало времени для работы, которая могла бы обеспечить материально нужды его семьи. Если церковь призывает и поддерживает такое усилие, тогда она должна материально вознаграждать за труд в церкви.

Заметим, что некоторые богословы рассматривают это место Писания как основание для того, чтобы разделять пасторов на «управляющих» и «учащих». Лично я не думаю, что к такому заключению можно придти на основании этого или какого-либо другого места Нового Завета. В данном случае апостол Павел просто говорит, что кроме «управленческих» или «пастырских» функций пастор много трудится учителем или проповедником. И всякий, кто исполнял пасторское служение, сможет подтвердить, что именно «проповедь и учение» отнимают больше всего времени у тех, кто говорит хорошие проповеди.

4. Новозаветные церкви, очевидно, имели больше, чем одного пастора или пресвитера.

В Новом Завете нет мест, которые бы говорили что-нибудь конкретное по этому поводу. А поэтому мы не можем сделать каких-то конкретных заключений по поводу форм и образцов, присущих новозаветным церквям. И покат мы не поймем их структуру, трудно говорить о том, как конкретно пресвитеры должны исполнять их функции.

Добавить комментарий