ПРИЧИНЫ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ГОНЕНИЙ

Сергей Санников

ОБЩАЯ ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА

ПРИЧИНЫ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ГОНЕНИЙ

Самой характерной чертой доконстантиновского периода развития Церкви являются гонения.

Вопрос «о гонениях» имеет в исторической науке сложную судьбу. Христиане любили своих мучеников и эта любовь украсила сухие и часто очень короткие описания мученических подвигов. Так, в эпоху средневековья возникла «золотая легенда», в которой историческая правда смешалась с вымыслом.

Позже на смену наивной вере пришел разрушительный скепсис «просвещения». Его вдохновитель, Вольтер, злорадно вскрывал все нелепости и выдумки поздних преданий, отвергая при этом сам факт гонений. Но такая разрушительная критика принесла пользу: она открыла подлинную красоту христианства и такую правду о мучениках, которая не нуждается в украшениях.

С 30-х до 60-х гг. I в. христиане не подвергались гонениям со стороны Римской империи. В глазах римлян христианство считалось иудейской сектой и рассматривалось в качестве («религий лнцита»), т.е. национальной религии. По общему юридическому правилу того времени побежденные Римом народы сохраняли свой культ и им не запрещалось поклонение своим богам.

Таким образом, привилегии, которые имел иудаизм — автоматически получало и христианство. Иудев же, в силу моаотевзма своей релвгва была освобождены от служения императорскому культу и от службы в римской армии.

Гонения, которым подвергались христиане в этот период,—исходили от иудеев и носили локальный характер.

С 60-х г. I в. обстановка меняется. Языческий мир стал смотреть на христианство, как на самостоятельную, независимую от иудаизма религию и стал обнаруживать ее опасность для государства.

Христиане никогда не были противниками кесаря и государства. В начале христианского богослужения часто совершалась молитва о властях и начальствующих. Причину опасности язычество усматривало в строгом монотеизме христиан и в их отказе поклоняться кому бы то ни было, кроме Христа. Если бы христианство ввело новый культ в дополнение к уже существующим, то гонений практически не было бы, т.к. римское государство никогда не было «кровожадным» и религиозно фанатичным. Однако христиане категорически отказывались от всех форм идолопоклонства и их распространение казалось угрожающим государственной безопасности, т.к. для античного человека религия никогда не представлялась правом личного выбора. Она была принадлежностью семьи, рода и государства.

В религии мало кто искал истину, и личная вера или неверие человека не касались религиозных форм и обрядов. То есть: «Верь во что хочешь, но религиозные обряды предков и государства выполняй!»

Царь в те времена всегда выступал как верховный жрец, требовавший (в явной или неявной форме) божественных почестей и поклонений. Христианство, отклоняя культ императора и поклонение перед государственными богами, выглядело как вызов государству и поэтому обвинялось в государственной измене.

Отказ от традиционного, веками утвердившегося поклонения императору также выглядел вызывающе и в глазах простого народа, соприкасавшегося с христианами и жившего по соседству. Для них это было отступлением от веры отцов, что воспринималось не иначе, как измена.

Все это подогревалось и усиливалось нелепыми слухами, которые часто умышленно распространялись иудеями, а также язычниками, живущими за счет религии (жрецы, актеры, художники, ремесленники и т.д.).

Например, отрицание идолов и поклонение Богу без видимых атрибутов (в духе), воспринималось как атеизм, за что в те времена полагалось суровое наказание или смерть. Вечеря Господня и Arena клеветнически назывались оргиями разврата.

За нежелание почитать отеческие традиции христиан обвиняли в том, что они являются причиной бедствий, постигших ту или иную местность:любое стихийное бедствие трактовалось как кара богов за отступление от веры. Это вызывало кровавые проявления народного гнева, которые часто допускались (а иногда и поощрялись) провинциальными начальниками для того, чтобы отвести от себя возмущение черни.

Юридическая основа гонений со стороны Римского государства не совсем ясна. Очевидно, сравнительно рано римляне поняли, что христианство не является национальной религией (т.к. объединяет разные народы) и поэтому не попадает под статус «религио лицита», и, таким образом, не может иметь право на существование.

Установлено, что со времен императора Трояна (98-117 гг. по Р.Х.) христианство было запрещено как таковое. Одной принадлежности к христианству было достаточно для суровой кары (см. письмо Трояна Плинию Младшему). Однако, по свидетельству Тертуллиана, этот запрет относится еще ко временам Нерона.

Некоторые историки полагают, что чаше всего к христианам применялось обвинение, касающееся тайных обществ (гетерии) в собрании. Другие думают, что к ним применялось ве уголовное, а административное право, обвиняющее в отдалении от национальной религии или в пропаганде прозелнтства, т.е. в действиях, заставляющих гражданина сменить прежнюю религию.

Несмотря на то, что христианство как таковое было вне закона, постоянных гонений не было. Это объясняется не только склонностями (симпатиями или антипатиями) императоров и местных правителей, но и особенностями римского судопроизводства.

Современные историки признают, что римская юриспруденция не знала государственного обвинителя. На суде выступал частный обвинитель и, если такового не оказывалось, то христиане жили спокойно. Их не привлекали к суду, хотя и знали, где они находятся. В случае же доноса или мятежа черни возбуждалось судебное дело и преследование.

Этим объясняется не только локальный по месту и времени характер гонений, но и часто их индивидуальная направленность. То есть римские солдаты могли прийти на собрание христиан и арестовать только одного или нескольких верующих, на которых были обвинения или доносы, в то время как до других им не было никакого дела.