ГЛАВА 7. ПРИНЦИПЫ НОВОЗАВЕТНОГО НАЗИДАНИЯ

Для того, чтобы поместная церковь стала духовно развитой группой верующих, проявляющих веру, надежду и любовь, она должна осуществлять на практике несколько определенных новозаветных принципов. Эти принципы, естественно, вытекают из рассмотрения действий и функций новозаветных христиан и указаний, им данных в посланиях.

ВСЕМИРНАЯ ЦЕРКОВЬ – РАЗВИТЫЙ ОРГАНИЗМ

Во-первых, поместную церковь нужно отчетливо сосредоточивать как главное средство к назиданию верующих. Конечной целью апостола Павла было то, чтобы все «тело Христово», т.е. всемирная церковь, стала духовно развитым организмом (Еф. 4:11-13), однако на примере своего собственного служения он недвусмысленно показал, что для достижения этой цели нужно создать поместные церкви и помочь этим «частицам» универсальной церкви стать духовно развитыми независимыми единицами. Он вместе со своими сотрудниками приобретал учеников, учил и ободрял их и помогал каждой группе стать динамичной церковью койнониа.

Частью его науки, естественно, было стремление помочь верующим понять их взаимоотношение с универсальной церковью, поскольку они были частью единого целого. Этого достичь во времена первых христиан было труднее, чем теперь, поскольку тогда местные группы верующих не могли общаться между собой так легко, как теперь. Главным средством общения между поместными церквями были устные сообщения путешествующих членов церкви и переписка между церквями. Однако несмотря на столь ограниченные связи друг с другом, вполне очевидно, что между поместными церквями установились тесные связи, хотя члены их никогда не встречались друг с другом (2 Кор. 8:1-6).

В данном случае я не стану пытаться исчерпывать различные идеи относительно того, что такое поместная церковь. Существуют разные мнения по этому вопросу. Лично я придерживаюсь простой точки зрения. Любая группа верующих может считаться церковью, если эта группа регулярно собирается вместе для получения назидания. Важнее, почему или зачем собирается эта группа, и это наводит на мысль, что должен существовать какой-то определенный перечень мероприятий, проводимых в церкви. Однако нужно к этому добавить, что любая церковь может находиться в младенческом духовном состоянии. И чтобы стать духовно развитой и динамичной церковью, группа верующих должна согласно определенным нормам расти и развиваться. Это очень ясно показано в Священном Писании. Основные мысли, относящиеся к этому вопросу, уже были высказаны ранее, а именно: что церковь — это группа верующих, т.е. рожденных свыше людей, и во-вторых, что они должны регулярно собираться вместе. Библия также ясно учит, что в такой группе должны быть соответствующие руководители1 и какие-то формы дисциплинарного воздействия на тех, кто, называясь верующим, нарушает учение Священного Писания в ведении христианской жизни. Ясно также, что в такой группе должно изучаться Слово Божье, совершаться молитвы, преподаваться водное крещение и совершаться хлебопреломление. Все эти качества должны быть присущи церкви, способной достичь духовной зрелости. Однако нужно отметить, что все эти действия могут совершаться и в духовно мертвой, бесплодной или «младенческой» церкви. Все эти действия являются истинными только тогда, когда им присуща жизненность и сила. Цель, с которой Бог установил эти нормы церковной жизни, заключалась в назидании церкви.

В заключение я хочу подчеркнуть и усилить значение первого новозаветного принципа. А он очень прост: каждый из нас, кто желает иметь успех в своем духовном служении и получать Господни благословения за свой труд, должен предпринимать все возможное для того, чтобы поместная церковь, в которой мы трудимся, пополнялась новообращенными, или же, если мы трудимся в межцерковной христианской организации, мы должны направлять новообращенных в уже существующие поместные церкви. Только в них они могут получать духовную пищу для своего возрастания в вере, получая поддержку от других верующих и внося свой собственный вклад в рост церкви.

Самое ободряющее в моем личном служении в условиях другой культурной среды мне пришлось пережить в Бразилии, когда я проповедовал там на тему новозаветных принципов церковной жизни. Там я познакомился с группой местных церковных лидеров, которые пришли к Христу через свидетельство работников одной миссии. Директор латиноамериканского отделения этой миссии Джим Педерсон пригласил меня выступить перед этой динамичной группой и поделиться библейским учением по вопросу назидания. Джим сознавал, что, если люди, познавшие Христа, желают расти духовно, они должны узнать, какой должна быть поместная церковь, в которой они будут трудиться.

Однако у этих христианских лидеров была проблема. У них не было таких «традиционных» поместных церквей, в которых они могли бы трудиться. Оставалось только одно: они должны были разработать уникальную стратегию для приобретения таких же людей, какими они до этого были сами, т.е. людей абсолютно мирских. А поэтому они должны были подойти к этой проблеме творчески и они сделали это! Об этом мы будем говорить несколько позже. А теперь достаточно сказать, что Джим согласился с этим новозаветным принципом. «Поместная церковь» должна быть тем местом, где проводится назидание. Однако путь, которым церковь идет навстречу культуре — это уже другой вопрос.