ГЛАВА 15. ПРИНЦИПЫ НОВОЗАВЕТНОГО ОБЩЕНИЯ

Изучение новозаветных примеров общения из жизни Иисуса Христа и из жизни новозаветных лидеров привело нас к открытию некоторых важных принципов. Эти принципы могут служить руководящим указанием, как христиане могут эффективнее проповедовать Слово Божье как верующим, так и неверующим.

БОЖЕСТВЕННО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Во-первых, христианское общение — это особый процесс, включающий и человеческие, и божественные элементы. Как это видно по схеме 17, он может иметь место и проходит достаточно эффективно на человеческом уровне. Божественная милость дает людям возможность общаться друг с другом.

Однако христианское общение включает в себя . некоторые уникальные элементы, уходящие далеко за пределы горизонтального уровня. Даже в тех случаях, когда верующие общаются с неверующими, в этом процессе участвуют Слово Божье, Дух Святой и Сам Бог. Лидер, чувствительный и открытый к руководству Духа Святого, вскоре обнаружит, что Сам Бог хочет говорить людям через Слово Свое и через Духа Святого (см. схему 18). В свою очередь верующий имеет доступ к сердцу и силе Бога через молитву. В то же самое время все эти элементы принимают участие в процессе общения с неверующими, и Бог воздействует на их сердца через Духа Своего Святого (Иоан. 16:7-8).

Однако когда христиане общаются между собой, этот процесс приобретает особое значение (см. схему 19). Речь идет в таком случае об общении внутри «тела». Общение охватывает все сферы и идет на всех уровнях.

Божественный план предусматривает, чтобы некоторые члены церкви имели особое призвание и занимали особое положение в процессе общения. И это особенно понятно из того, что духовные лидеры должны обладать особыми духовными качествами. Однако Писание совершенно определенно говорит и о том, что, согласно этому же Божественному плану, все члены церкви должны участвовать в процессе взаимного назидания (Кол. 3:15; Еф. 4:16; 5:19).

Но как мы уже говорили, этот процесс включает в себя как Божественные, так и человеческие элементы; одни придавали слишком большое значение человеческим элементам, тогда как другие — Божественным. Новозаветные лидеры ясно подчеркивали, что и те, и другие элементы имеют равно важное значение. Между ними (лидерами) должен сохраняться уникальный баланс.

Павел, Сила и Тимофей признавали: «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12:3). Вот почему в Послании к Фессалоникийцам сказано: «Потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе, и во Святом Духе, и со многим удостоверением» (1 Фее. 1:5). Именно Бог действовал в их сердцах, и потому они отозвались на призыв Слова Божьего (1:4). Они знали силу молитвы (1:2) и сверхъестественное влияние Слова Божьего (2:13).

Но они также сознавали важность приложения и человеческих усилий. Они совершенно ясно утверждали, что Бог избрал именно людей в качестве инструмента для достижения Своей Божественной цели. Именно поэтому они не жалели времени даже на беседы с отдельными лицами (2:11). А когда они покинули Фессалоники, они снова послали Тимофея, чтобы он помог им укрепиться в вере (3:2). И именно с этой же целью, т.е. чтобы продолжить свое служение у них, апостол Павел со„ своими сотрудниками снова хотел посетить их (3:11-13). Они не колеблясь отзывались с похвалой о фессалоннинских верующих. Они также не жалели своего времени для написания им посланий, в которых ободряли их и давали им дополнительные наставления.

Все это ясно говорит о человеческой стороне в процессе христианского общения. И большинство принципов, имеющих отношение к этому процессу и изложенных в Новом Завете, как раз относится к «человеческому участию». Именно о нем больше всего говорят примеры, взятые из Священного Писания. И мы не должны игнорировать этого, но не следует и преуменьшать значение Божественных элементов в уникальном процессе христианского общения.