ГЛАВА 11. ПРИНЦИПЫ НОВОЗАВЕТНОГО РУКОВОДСТВА

Изучение того, как осуществлялось руководство в церкви в новозаветное время, поможет нам выработать принципы руководства в церкви нашего XX века. Эти принципы могут служить основным пособием при организации новых церквей везде, где это только возможно, а также помочь уже существующим церквям сделать переоценку их собственной философии и практики церковного руководства.

РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ФАЗАМИ РУКОВОДСТВА

1.         Для того, чтобы знать и применять на практике принципы Божественного плана руководства современной церковью, мы должны делать различие не только между двумя фазами руководства в Новом Завете, но понимать, как применять и «апостольское» служение и поместное церковное служение, чтобы выполнить Великое Поручение в нашем современном мире.

Даже самое беглое рассмотрение начального периода существования церкви указывает, что перед ней стояли тогда такие проблемы, которых сегодня совершенно нет. Во-первых, иудейский религиозный мир, в который пришел Христос, стал высокоорганизованным. Его лидеры были изобретательны и заняты самоугожданием. Они извращали Божьи законы, чтобы получить какие-либо преимущества для самих себя. Иисус наиболее строго обличал именно израильских лидеров. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, — говорил Он, — что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Матф. 23:27). Затем Иисус Христос говорит более конкретно: «Так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Матф. 23:28)

Во-вторых, Иисус Христос пришел, чтобы создать Церковь, совершенно новый феномен. Хотя Израиль был народом Божьим, однако церковь — это нечто совершенно другое. Она должна состоять как из иудеев, так и из язычников, рожденных свыше и исполненных Духом Святым. Павел особенно ясно говорит об этом в Послании к Ефесянам и, обращаясь к неиудеям, напоминает им: «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, бывши утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (Еф. 2:19-22).

В-третьих, когда Иисус Христос вознесся на небо, Его последователи не имели никаких письменных указаний, как им исполнять порученную им новую миссию. Хотя Ветхий Завет и включал в себя закон Божий и историю Израиля, он не содержал в себе тех доктрин и учений, которые могли бы указывать, как члены тела Христова могут исполнять свои функции.

В-четвертых, мир встретил последователей Христа весьма недружелюбно. Сама по себе проповедь о Христе приводила в негодование иудейских лидеров, которые отвергли Его как Мессию. Язычники же смотрели на христиан, как на религиозных фанатиков, не заслуживающих никакого уважения.

Первая задача, с которой столкнулись апостолы, заключалась в том, чтобы несмотря на вышеперечисленные проблемы основать новое движение. Вооружившись обещанием Иисуса Христа, что с помощью живущего в них Духа Святого Он научит их всякой истине и Сам будет говорить через них (Иоан. 14-16 гл.), они приступили к выполнению своей задачи. И родилась церковь. Бог же засвидетельствовал истинность их проповеди «знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого по Его воле» (Евр. 2:4). Бог излил на апостолов и не только на них, но и на других, «дары большие» (1 Кор. 12:28-31) и дал им возможность выполнить Великое Поручение. Благодаря этому «возникли поместные церкви, в которых были поставлены пресвитеры, а позже дьяконы и дьякониссы. Истина, полученная апостолами через прямое откровение и по вдохновению Духа Святого, была передана лидерам поместных церквей, которые в свою очередь передавали ее членам своих общин. Вот почему апостол Павел писал Тимофею: «И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2 Тим. 2:2). Таким образом, святые были подготовлены к служению, и всякий член мог действовать, чтобы назидать тело Христово в любви (Еф. 4:11-16).

Сегодня мы живем в таком же самом мире. Однако у нас есть написанное и полное Слово Божье. Апостолы и некоторые другие избранные Богом люди говорили истины Божьи, вдохновляясь Духом Святым, их слова были записаны, и таким образом мы получили Священное Писание. Вооружившись Божьей истиной, мы смело можем идти навстречу враждебным религиям и языческому миру. Будучи движимы живущим в нас Духом Святым, мы можем говорить истину Божью с властью, данной нам Богом. Более того, мы можем показать истинность христианского учения через наши видимые поместные церкви. И если эти церкви объединены общей любовью, это служит доказательством, что наша проповедь о Христе является истинной (Иоан. 13:34-35; 17:20-23).

Обе фазы Божественного руководства остаются в силе и сегодня. Есть и сегодня нужда в тех, кто может исполнять апостольское, пророческое и учительское служение, евангелизируя окружающий нас мир и самые новые церкви так, как это делали Павел, Варнава, Сила, Тимофей и Тит в новозаветные времена. Хотя миссионеры нашего XX века могут и не иметь даров, с помощью которых они могли бы творить чудеса, как это было в новозаветные дни, они исполняют функции во многом похожие на те, которые исполняли первые христиане. Хотя сила Божья может проявлять себя различными путями, эти духовные пионеры продолжают нести людям ту же самую Божественную проповедь, но уже в законченной форме и на основании власти, данной Христом, когда Он дал Своим ученикам Великое Поручение.1

Вторая фаза Божественного плана руководства церковью до сих пор остается в принципе той же самой с новозаветных дней. Для руководства поместной церковью должны назначаться люди, обладающие необходимыми для этого духовными качествами. И вот тут мы подошли ко второму принципу новозаветного руководства.