Притча о брачном пире

Вступление

На протяжении всего своего недолгого служения на земле, Иисус Христос учил народ притчами. И возникает вопрос, почему Он учил именно притчами, а не каким-то другим способом? Притчи, как мы понимаем, это такой образно-символический способ описания, какой-то, идеи, сюжета или предмета. Один из английских писателей сказал, что «притча – это земная история с небесным смыслом. По большому счету, все Священное Писание – есть одна большая притча, объединенная общей темой,  и которая состоит из частей – других притчей, с большей или меньшей глубиной. Главная задача притчи – побуждать человека открывать истину для себя, она побуждает думать человеку самому. Она говорит: вот тебе история, сюжет. Подумай, какая истина заключена в нем?» Притча открывает истину тому, кто ее ищет, и она скрывает истину от того, кто слишком ленив, чтобы думать или слишком ослеплен предубеждением, чтобы увидеть.

Но, вернемся к нашей притчи. Помните, после того, как Христос рассказывал притчу, его неоднократно спрашивали: «В чем смысл сей притчи?» Давайте, мы также сейчас зададимся этим вопросом и поразмышляем над ней. В первую очередь посмотрим на главных действующих лиц этой притчи, и кого они символизируют. Царь, то есть Бог Отец устраивает брачный пир для Своего Сына – Иисуса Христа. Все это действие происходит в Царствии Небесном – к такому заключению мы можем прийти взглянув на описание этой притчи в Евангелии от Луки (Лук 14:16-24), где предисловием к ней стало восклицание одного из возлежащих со Христом: «блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божьем!» и ответом Христа стала вот эта земная история с небесным смыслом. Сам Иисус начинает притчу с того, что говорит: «Царство Небесное подобно…» — то есть Он сравнивает. Представить только Сам Бог сравнивает Свое же Царство с вот этим вот образом и дает нам описание его принципов. Это обстоятельство говорит нам о том, что мы, люди, живущие на земле, если бы даже и пытались описать Царство Небесное, то никогда бы более максимально точно мы не смогли приблизиться к этому описанию, тем более, что мы никогда не видели его и не были там. Христос открывает нам одну из сторон Небесного Царства и говорит, что Оно подобно Царю, устроившему пир для Своего Сына.

Приглашение на пир. (Матф 22:2-10)

Вообще, то, что описано в первой половине притчи, было вполне обыденно для людей того времени и соответствовало нормальным иудейским обычаям. Когда рассылались приглашения на какой-нибудь праздник, например на свадебный пир, даты не ставилось, а когда все было готово слуги шли к гостям с окончательным приглашением. Таким образом, «званные» уже заблаговременно были извещены о пире, но когда все приготовления были закончены, они в оскорбительном тоне отвергли приглашение. Здесь хотелось бы остановиться поподробнее – кто же такие «званные»?

1. Приглашение иудеев. Христос, рассказывая эту притчу, хотел довести до ума слушателей то, что уже было сказано Им чуть раньше – в притче о злых виноградарях. «Званные» здесь символизируют иудеев. Много веков тому назад они были приглашены Богом быть Его избранным народом, Он посылал к ним своих рабов – но сначала они просто не слушали их, вспомните Моисея, сколько он «бился» с народом. Потом Бог посылал к ним других рабов и что? – «прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их» . Сколько Божьих пророков, которых мы даже не знаем имен было оскорблено и убито, например, пророк Иеремия, сколько ему пришлось перенести за Слово Божье, сколько его держали в темнице? Читая притчу дальше, мы становимся свидетелями исполнившегося пророчества. Евангелие говорит, что последствие этого отказа будут ужасными. В 22:7 говорится, что царь послал свои армии против тех, кто отказался от приглашения, и сжег их город.  Казалось бы, что это вторжение армий и сжигание города на первый взгляд, совершенно неуместным в связи с приглашением на брачный пир. Но, обратившись к истории, мы знаем, что в 70 г. нашей эры Храм был разграблен и сожжен, а город Иерусалим разрушен до основания, римскими войсками, под командованием генерала Тита. Гибель постигла тех, кто отказался узнать Сына Божия, когда Он пришел.

2. Приглашение грешников и язычников. Если рассмотреть слово «званные»  немного в другой плоскости, то оно открывает нам другой смысл, гораздо более важный для нас сегодня. Когда приглашенные заранее гости отказались прийти на пир, тогда Царь сказал рабам Своим: «…пойдите на распутья и всех, кого найдете, зовите на брачный пир». Сегодня «званный» — это каждый живущий человек, в любом уголке земного шара, которого Бог зовет на брачный пир Своего Сына.

Но беда в том, что современные люди мало, чем отличаются от людей того времени. Если вы выйдите на улицу и первому встречному предложите: «Приятель, приходи сегодня на вечеринку, там будут знаменитости, приедут звезды эстрады, будет большой праздничный стол, много вкусной еды, в общем, будет весело! — А что там все будет бесплатно? – Абсолютно все! – Ну, тогда я приду!» И знаете что? Он обязательно придет, он отложит все свои дела ради этого, там будет очередь длинною пять километров, не меньше. А теперь, представьте, что вы подошли к этому же человеку и говорите: «Друг, приходи сегодня в Дом молитвы, тебя приглашает Сам Иисус Христос, там будут святые, будет очень много духовной пищи и все бесплатно, все даром!» Девяносто процентов того, что вы получите отказ. Или другой пример, представьте, что вам каким-то невероятным образом, приходят домой и передают в руки письмо от президента России. Развернув его, вы обнаруживаете, что это приглашение, вас приглашают на личную встречу и написано также, что это в ваших интересах! И что вы делаете? Вы берете, рвете это письмо и в оскорбительном тоне пишете ответ: «Президент, слушай, я тут купил тачку, и у меня нет времени заниматься всякими мелочами, я лучше пойду, покатаюсь!!!» Так да? Да это абсурд какой-то! Но это то, что делают многие люди сегодня, это то, что делают люди, живущие вокруг вас, с вами, а может быть, это делаете вы?

Вы знаете, что делает Бог? Бог говорит: «На небесах состоится брак Моего Сына. Будут души всех хороших и честных людей: Моисей, Илия, Давид, там будет Троица, серафимы и херувимы, ангелы и архангелы. Ты сможешь сесть и наесться навсегда и больше никогда ни о чем не беспокоиться, и все это — совершенно бесплатно». А люди говорят: «Ну, я думаю, что это мне не подходит». Об этом стоит призадуматься, не так ли?

3. Препятствия. Теперь, хотелось бы сказать пару слов о тех препятствиях, которые мешали этим людям откликнуться на приглашение царя, и которые также мешают нам сегодня. Причем стоит заметить, что это были препятствия не со стороны царя, а всего лишь причины надуманные самим человеком. Про одного сказано, что он пошел на поле свое, для него поле было важнее, его сердце было там, он прилепился к нему. Иисус сказал: «…ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Матф.6:21) Однажды, там, на поле его сердце и останется, только уже с червями… Про другого сказано, что он пошел на торговлю – еще один любитель денег. О такой группе людей Апостол Павел писал: что «желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу» (1Тим.6:9) Что в результате и произошло.

Очень прискорбно, но, современное христианство заражено этой проблемой. Один богослов сказал такие слова: «Современная концепция христианского сознания или мышления – ищите, прежде всего, благ земных и Царствие Небесное приложится вам». Погодите-ка здесь, что-то не так!? Что-то перепутали!! В моей Библии написано по другому – «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Матф.6:33). Эта притча напоминает нам о том, что необязательно сами по себе плохие вещи делают нас глухими к приглашению. Ведь не сказано, что они пошли на какую-то дикую тусовку, безнравственное общение или еще какое-нибудь «злачное место». Говорится о том, что они занимались вполне обычными будничными делами. Но человек может настолько легко погрузиться в свои каждодневные дела мира сего, что он забывает о вечности, требования этого мира настолько громко звучат в его ушах, что ему трудно услышать приглашение Христа. Братья и сестры, проверьте себя, когда вы собираетесь в дом молитвы, что у вас на сердце – дом, семья, друзья, машины, деньги, компьютер, отдых, развлечения… Слышите ли вы тихий голос, который манит вас в небесные просторы?
Радость или суд (Матф 22:11-14)

Пойдем дальше. Эта притча напоминает нам о том, что Бог приглашает нас на праздник, радостный как свадебный пир. Он приглашает нас радоваться. Но эта радость возможна лишь при одном условии – если мы пришли на праздник в подобающем виде. Написано, с 11 стиха, что Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных» (Матф.22:11-14). В те времена, слуги шли приглашать людей на свадьбу, и каждый из них нес сложенную одежду, чтобы дать человеку, позволив ему тем самым пройти туда, где свадьба. Тонкое полотно, виссон символизирует — «праведность святых» (Откр. 19). Слуга ходил по дорогам и говорил: «Не хочешь побывать на свадьбе?» — «А кто женится?» — «Сын царя» — «О, да-да, это было бы здорово». Слуга тогда говорил: «Тогда надень эту одежду». — «А что ты хочешь за нее?» — «Ничего, она бесплатная». — «Ну, я верю в то, чтобы идти своим путем. «Смотри, эта одежда стоила Сыну Царя жизни и если ты пойдешь на свадьбу не в этой одежде, то у тебя возникнут проблемы». Человек говорит: «Я бы взял ее, но я никогда не видел ничего бесплатного. Мой отец меня учил идти своей дорогой и отвечать за свои поступки, и я буду отвечать». Слуга тогда произносит: «У тебя не будет этой одежды, она не продается». И уходит. Человек не получил одежды.

И вот, придя на пир, в запятнанных одеждах своей собственной праведности, этот человек предстает перед взором Царя. Господь говорит: «Почему ты не в брачной одежде?» Ее предлагали всем «кто ни пожелает». Возможно, первой его отговоркой будет – «А зачем она мне?»

Сегодня очень многие люди спрашивают, а зачем мне праведность Христа? А вот зачем. В Ветхом завете человек ходил в своей праведности, которой он достигал посредством исполнения закона. Бог, через Моисея дал людям 10 заповедей, но в связи с тем, что человек по своей природе абсолютно греховен, то он постоянно пытается искать какие-то лазейки или ходы. Придумывает разного рода ухищрения, чтобы обойти тот или иной закон. А потом приходится латать дыры, смотришь и без парочки новых законов уже не обойтись. Так, к моменту прихода Христа, насчитывалось 613 законов, а в наше время, по всему миру их уже около 35 000 000 – что, по сути, является неудачной попыткой человека заменить 10 заповедей Божьих. Христос вообще свел их к двум самым главным.

Так вот, до тех пор, пока человек под законом и уповает на собственную святость, он находится под осуждением Божьего суда, так как до конца исполнить закон он просто не в состоянии. Заметьте, слуги царя нашли и добрых и злых людей. Не сказано, был ли человек без брачной одежды добрым или злым – это не имело никакого значения – без нее мы автоматически попадаем под осуждение. Тогда Бог нашел единственно возможный путь для спасения человека – послать на землю своего Сына, Иисуса Христа, Который, беря на Себя грех человека, дает ему Свою праведность, посредством которой Бог принимает человека в общение с Собой. «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за] грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2Кор.5:21)

Итак, Господь снова спрашивает гостя: «Почему ты не надел брачную одежду?». – «Ну, она старомодная, я хотел быть уверенным в том, что я точно буду выглядеть достойно и царь примет меня». Знаете, сегодня многие люди согласны с тем, что для спасения нужна жертва Иисуса Христа. В тоже время не все люди готовы согласиться с тем, что Его жертва абсолютно достаточна. Многие христианские религии построены на попытках добавить что-либо к праведности Иисуса Христа, перестраховаться лишний раз. То есть спасение, по их мнению, должно происходить по формуле: «Христос + …». Таким образом, одни добавляют исполнение субботы, другие говорение на языках, исполнение традиций и обрядов, наличие определенных знамений и т.д.  Прочтите, как об этом говорит апостол Павел во 2 главе послания к Галатам – «однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть. (Гал.2:16) …21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (Гал.2:21) Если человек хоть в малейшей мере в деле своего спасения надеется на свою плоть, то он в опасности. «Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа. Он будет как вереск в пустыне и не увидит, когда придет доброе, и поселится в местах знойных в степи, на земле бесплодной, необитаемой. Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование — Господь. Ибо он будет как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен, и во время засухи оно не боится и не перестает приносить плод. Лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер.17:5-9) Таким образом, на основании Библии, мы можем быть уверены, что праведности Иисуса Христа абсолютно достаточно для нашего спасения и нам лучше облечься в нее.

Много званных, но мало избранных

Итак, что царь сказал тому человеку, с 13 стиха: «связавши ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю. Там будет плач и скрежет зубов». Он сказал: «Вышвырните его вон». Сегодня в мире миллионы христиан, они все «званные», но мало среди них избранных, действительно достойных своего звания. На небе будет много таких людей, которым нечего было бы там делать, и многие люди, которым бы следовало там быть, на небо не попадут. «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Матф.8:11,12)

Для человека, отказавшегося надеть брачную одежду, радостное приглашение обратилось в справедливый и страшный суд. Совсем не для этого Бог устраивает этот пир, Он хочет видеть там тебя, радующимся и веселящимся, одетого в одежду Его Сына. «Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством» (Ис.61:10)

Проверьте себя, приняли ли вы приглашение на этот пир? А как насчет условий пребывания на нем? Пожалуйста, отметьте и запомните для себя главный духовный урок этой притчи: готовность к встрече с Христом и готовность быть при этом в одежде Его праведности – наиважнейшая задача в жизни христианина!

Автор: Александр Борисов

Добавить комментарий