Левит — указания Закона

Предписания Закона по книге Левит

Помимо вышеназванных норм, Закон Моисеев содержал и большое число других предписаний, регламентирующих жизнь Израильского народа. Так, он предписывал оказывать помощь нуждающимся в ней, причем как брату (Вт.22.4), так и врагу (Исх.23.5). Предписывалась честность при осуществлении торговых операций (Вт.25.13-16).

Книга «Левит» содержит самые различные предписания, регламентирующие жизнь и служение священников. Основное требование, предъявляемое им, — сохранение святости. Под страхом смерти священникам запрещалось, имея на себе какую-либо нечистоту, приступать к святыням (частям жертв, предназначенных священникам и членам их семейств) (Лев.22.1-16), и запрещалось употребление перед и во время служения в скинии опьяняющих напитков, чтобы они «…могли отличать священное от не священного и нечистое от чистого, и научать сынов Израилевых всем уставам, которые изрек им Господь чрез Моисея» (Лев. 10.10-11).

В жертву Господу предписывалось приносить самое лучшее, не имеющее на себе какого-либо порока, «…чтобы этим приобресть благоволение от Бога…» (Лев.22.17-29).

В книге Левит мы читаем указания о пище

Давались подробные указания относительно пищи (Левит. 11; 17.10-16). Под страхом смерти запрещалось употребление крови животных и птиц в пищу, «…ибо душа всякого тела есть кровь его». Убитое животное или птицу разрешалось есть лишь после того, как кровь была излита на землю. Это установление не потеряло своей силы и доныне, причем, оно действенно как для иудеев, так и для нас — христиан, так как было подтверждено решением Первого (Иерусалимского) Вселенского собора (Деян.15.1-31).

Положение Вт.22.8 предусматривает определение нормы безопасности, которую необходимо было учитывать при строительстве. «Если будешь строить новый дом, то сделай перила около кровли твоей, чтобы не навести тебе крови на дом твой, когда кто-нибудь упадет с нега». Подобное требование учета интересов не только собственника дома, но и других лиц мы встречаем в Законе Моисеевом впервые в истории законодательства. Законы же Хаммурапи, касаясь вопроса строительства, защищают лишь интересы владельца дома (см. п. 229).

В Законе Моисеевом впервые в истории и, по сути, единственный раз до законодательства новейшего времени содержатся положения, направленные на защиту окружающей среды. Так, запрещалось портить деревья, от которых можно питаться, и опустошать окрестности осаждаемого города. «Только те деревья, о которых ты знаешь, что они ничего не приносят в пищу, можешь портить и рубить, и строить укрепления против города, который ведет с тобою войну» (Вт.20.19-20). Удивительной заботой о всем Божием творении дышат эти строки, особенно удивительной на фоне прочно установившейся практики завоевателей вымещать свою ненависть и на природе. Но у земли есть лишь один Собственник — Господь, и Ему Одному принадлежит вершение ее судеб (Пс.23.1). Это еще более удивительно, если подумать, что речь идет о вражеской территории, хотя, в конечном итоге, этот запрет имел целью благо Израильского народа, которому предстояло жить на завоеванной земле. Стоит нам оглянуться вокруг, чтобы увидеть, насколько мы жестоко, безрассудно и, по меньшей мере, неосмотрительно обращаемся с природой, которую Господь даровал нам для жизни, сами разрушая условия нашей жизни.

Во Второзаконии 22.6-7 записано то, что в наши дни называется правилами охоты. И здесь также подчеркивается мысль о нераздельности благополучия природы и благополучия человека: «…мать пусти, а детей возьми себе, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои».

А во Второзаконии 23.13-14 предписывалось воинам, под угрозой отступления Господа от народа Израильского, иметь лопатку для соблюдения санитарно-гигиенических норм.

Левит сегодняшнего дня

Взглянем же теперь мы, цивилизованные люди XX века, на свалки, занимающие сотни гектаров земли вокруг наших городов, на реки, озера и моря, в которых невозможна жизнь из-за их загрязнения, вдохнем отравленный нами же воздух и задумаемся, кто же все-таки был ближе к цивилизации — древний Израиль или мы, сами поставившие под угрозу свое существование. Удивительно, как в этих положениях Закона совмещается величие Творца с Его заботой о самых малых деталях жизни Его народа.

Закон содержал и некоторые положения, определявшие внешнюю политику Израиля, — в частности, правила ведения войны (Вт.20.10-14). Согласно им, прежде начала боевых действий противнику следовало предложить мир. И лишь в случае отклонения им мирных условий и начала войны вражеский город подлежал осаде. Причем Закон делал четкое различие между народами, окружавшими Израиль и представлявшими для него непосредственную опасность (Вт.20.16-18), в теми, которые «…от тебя весьма далека’ (там же, ст. 13-15).

Исходя из большой общественной опасности проказы, Закон подробно рассматривает этот вопрос в целях недопущения распространения этого страшного заболевания (Левит. 13,14). Причем проказа ограничивалась от похожих на нее, но не заразных заболеваний — воспаление, нарыв, плешивость и др. Священнику предписывалось производить тщательную проверку в случае подозрения на проказу и при подтверждении подозрения, больной подлежал изоляции от общества (Левит. 13.45-46). Священник же решал и вопрос о признании прокаженного исцелившимся (14.1-32). Зараженная проказою вещь после обследования подлежала уничтожению (13.47-59). Так же и дом, на стенах которого появилась проказа, после обследования подлежал сносу (14.33-53).