РАЗРЫВ С ИУДАИЗМОМ

Сергей Санников

ОБЩАЯ ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА

РАЗРЫВ С ИУДАИЗМОМ

Первым серьезным испытанием для христианства явилось противодействие иудаизма. Первые гонения были начаты иудеями на религиозной основе, и если вначале, они воспринимались как случайное непонимание, то уже спустя несколько лет стал виден их провиденциальный характер. Именно благодаря гонениям христиане оставили Иерусалим и вышли за пределы иудейства, чтобы нести проповедь о Христе всему миру.

Вскоре возник вопрос о приеме в Церковь язычников. Он породил первый кризис в христианстве.

Постепенно, благодаря Ап. Павлу, христиане того времени стали осознавать себя совершенно новым обществом, в котором реализованы чаяния Ветхого Завета. Таким образом, не отделяясь внешне от иудаизма, христианство делалось все более внутренне самостоятельным. Внешний перелом произошел в 70 г. по Р.Х., когда Иерусалим, в результате иудейской войны, был разрушен римлянами, а Храм, против воли полководца Тита, был сожжен.

Так были осквернены «святые места», и Палестина перестала играть роль христианского центра.

К концу I в. христианские общины состояли как из иудеев, так и из язычников. Служители поместных церквей того времени старались не придавать значения национальным различиям. Постепенно в большинстве общин, особенно на Западе, из-за последствий иудейской войны стало преобладать представление, что Бог отныне не пребывает с Израилем и Моисеева система уже исполнила свое назначение и отменена.

На Востоке (особенно в Малой Азии) влияние иудейства и ветхозаветного домостроительства было сильнее и сохранилось дольше. Так, там в течение нескольких веков встречались иудействующие поместные церкви, которые состояли только из евреев, признающих Христа как обещанного Мессию.

Во II в., развернув борьбу с различными ересями, ведущие церкви стали активно противодействовать иудеиствующим миссионерам, которые были, чаще всего, связаны с гностицизмом. При этом борьба с гностицизмом зачастую превращалась в борьбу с иудейством. Этому способствовало, нередко, высокомерное отношение иуденствующих христиан к своим единомышленникам.

Таким образом, к началу III в. христианство стало настойчиво отмежевывать себя от иудаизма. Ведущие епископские кафедры занимали римляне и греки; богословие стало развиваться на языке и на терминах греко-римской культуры, пропитанной нетерпимостью к иудаизму. На христиан из иудеев стали смотреть с подозрением и все чаще заставляли их отказываться от ветхозаветной обрядности.

Сознание людей того времени не могло долго терпеть свободного существования различных понятий. Оно требовало определенности и недвусмысленной конкретности. Поэтому к концу III в.церковные иерархи стали принимать постановления, закрепляющие не только разрыв с иудаизмом, но и его полное отвержение.

Так, Эльвирский собор (ок.300 г. по Р.Х.) запретил христианам принимать пищу вместе с евреями (Канон 49 и 50), а позже были приняты еще более строгие антисемитские правила: например, под угрозой отлучения запрещалось мыться в бане с евреями, принимать от них подарки, поддерживать дружеские отношения (II правило VI Вселенского Собора).

Так произошел разрыв с иудаизмом.