Заметки главного редактора

Во всех регионах нашего братства самой бурно развивающейся областью церковной жизни и богословия является духовная педагогика. Практически во всех наших церквях существуют воскресные школы для детей и подростков, а в некоторых местах начинается движение „Воскресные школы для всех возрастов“ (включая взрослых). Не секрет, что некоторые общеобразовательные школы приглашают на работу православных священников, другие — учителей баптистских воскресных школ с тем, чтобы они проводили уроки нравственности и религии.

Во многих местах делаются попытки создать специализированные христианские школы (или лицеи), хотя не вполне понятны их статус и место в общеобразовательной структуре нашего постсоциалистического общества. Нам представляется, что это более сложное, но и более перспективное, а также юридически и евангельски более обоснованное направление христианского образования, чем преподавание религиозных воззрений на обычных уроках общеобразовательной школы.

Итак, идет сложный процесс становления духовной педагогики в нашей стране и поэтому возникает необходимость обратиться к опыту религиозного образования прошлых веков.

Литературное обозрение, с которым знакомит сегодня читателей альманах „Богомыслие“, выделяет в наследии прошлого только одну главную мысль о необходимости и важности религиозного воспитания. Здесь не анализируются дидактические методы и приемы обучения и воспитания, организация педагогического процесса и т.д. Это — проблемы следующих специальных исследований. Однако сегодня важно привлечь внимание общественности к этой проблеме и начать подготовку серьезной учебно- методической базы для христианских школ.

В нашем братстве всегда высоко оценивалась необходимость и значение христианского воспитания с раннего детства, однако в нем кроется величайшая опасность. Она заключается в

ВОЗМОЖНОСТИ ПОДМЕНЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ — РЕЛИГИОЗНЫМ ВОСПИТАНИЕМ

Это опасность, которую всегда учитывали евангельские христиане-баптисты.

Дети, воспитанные в христианских школах и семьях, могут иметь самые высокие морально-нравственные воззрения и поступки, но они НЕ ВОЙДУТ в Царство Небесное, если не переживут возрождения. Обученные в христианских домах и учебных заведениях, люди могут обмануть себя, думая, что их духовная жизнь соответствует требованиям Евангелия и они достойны Небесных обителей. Но это глубочайшее заблуждение. Только осознав себя грешником и раскаявшись перед Богом, человек попадает на Небо. Это не значит, что христианское воспитание теряет смысл. Оно необходимо как прекрасный способ подготовки сердечной почвы для принятия Господа Иисуса Христа, это великолепное средство евангелизации, т.к. только зная путь и способ спасения, человек может, прийдя в возраст, раскаяться и пережить истинное возрождение.

Никодим, один из начальников иудейских, приходивший ночью ко Христу, был глубоко верующим человеком, получившим прекрасное религиозное воспитание и образование, однако Иисус сказал ему: „Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия“, и далее: „…должно вам родиться свыше“ (Ин.3.3-7.).

Многие из мыслителей прошлого, чьи слова приводятся в литературном обзоре, внеся огромный вклад в педагогику, не всегда имели правильные евангельские представления о возрождении. Мы не собираемся судить их, но для использования их наследия надо иметь четкую богословскую позицию, разграничивающую сферу действия воспитания и возрождения.

Чаще всего педагоги забывают о первородном грехе, живущем в каждом человеке, который рождается в этом мире. Здравый смысл и эмпирическое познание говорят, что родившийся ребенок чист, как белый лист бумаги, и только со временем, допуская сознательные прегрешения, ребенок „вбирает“ в себя грех и становится грешником, которому нужно каяться и просить прощения. Некоторые даже считают, что ребенок рождается невинным чадом Божиим, и только в определенный период (возможно, в два-три года) в его душу проникает сатана. Другие думают, что первородный грех — это только потенциальная склонность ко греху, которая может быть реализована, а может и не реализоваться, если создать для этого необходимые условия.

Все это могут быть стройные и логичные педагогические теории, но они НЕ ОСНОВАНЫ на Священном Писании, ибо Библия ясно говорит:„Как одним человеком (Адамом) грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков,потому что в нем все согрешили“ (Рим.5.12) И еще: „.Ккак преступлением одного всем человекам осуждение…“ (Рим.5.18). Слово „все“ звучит в Новом Завете столь определенно и категорично, что вряд ли из сферы действия этого понятия можно исключить младенцев.

Проблема первородного греха дискутировалась в богословии еще во времена Бл.Августина и мнение Ап.Павла: „…все согрешили и лишены славы Божией“ (Рим.3.23), которому созвучно позиция Ветхого Завета: „…вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя“ (Пс.50.7), — стала позицией Церкви. Мы верим, что человек рождается грешником и самое лучшее воспитание не может сделать его праведником. Это может сделать только Иисус Христос через возрождение.

Все это, конечно, не исключает необходимости и важности религиозного воспитания, но подчеркивает, насколько это тонкий и чувствительный инструмент, пользоваться которым нужно с величайшей осторожностью и внимательностью, имея правильные мировоззренческие позиции.