В настоящее время

В настоящее время религиозно-духовная ситуация в стране в принципе та же, что и на рубеже XIX-XX веков, характеризуемая невыполнением первой заповеди. К сожалению, до подлинного возрождения, которое произошло в Западной Европе в результате реформации, нам еще очень далеко.

Вот что думает по этому поводу философ Л.Н.Митрохин: „Принято считать, что отношение к религии — результат морального выбора самого человека. Однако такой выбор может быть и поверхностным — не интимно-личностный духовный акт, „перелом», а просто дань моде, нравственный конформизм. В этом случае сложившиеся способы выражения внутреннего, пронизывающего все самосознание человека состояния (ношение крестика, молитва, посещение церкви и т.п.) превращаются в рассчитанную на внешние взоры мишуру и уживаются с дилетантскими рассуждениями о Боге, религии, вере. Думаю, что сейчас весьма характерны именно такие факты, и пока едва ли правомерно всерьез говорить о „ренессансе“ религии. (Естественно, я не имею в виду миллионы христиан, которые пронесли свою веру через все испытания).

Мы, таким образом, находимся в самом начале сложных трансформаций и предсказать их направление едва ли возможно» [11, с.57-58].

Ждет ли нас сорокалетняя духовная пустыня? Найдем ли мы землю обетованную? Все в руках Провидения. Наш христанский долг в том, чтобы создавать в стране христианские учебные заведения, пусть даже совсем небольшие, но чтобы там было живое Божье Слово, чтобы там с детства возрастали христиане, будущие пастыри, которые после годов пустыни поведут наш народ к свету и радости навстречу Ему, ибо без нравственного возрождения невозможно никакое экономическое возрождение.

Об этом говорит и современный философ Ю.Н.Давыдов: „Экономически ориентированные публицисты пытаются успокоить население обещанием изобилия, которое должна принести с собой экономическая реформа. Однако при этом они все время попадают в один и тот же логический круг, молчаливо предполагая тип человека, которого должна раскрепостить экономическая реформа и который, в свою очередь, должен обеспечить ей успех… Сама эта фигура человека… представляет собой результат длительного развития.

Причем важнейшей составляющей этого развития была моральная революция, вызванная на Западе реформацией. Результатом этой реформации было появление трудовой этики…, так созвучной трудовой этике протестантизма…

Вот проблема, достойная величайших усилий и нашей светской, и нашей церковной интеллигенции. Вокруг нее должны концентрироваться сегодня искания, действительно заслуживающие названия творческих» [11, с.52].

Интересно, что подходы к решению проблемы, о которой говорит Ю. Давыдов, были в России еще в начале века. В 1922 г. было создано кредитно-кооперативное общество „Братская помощь“, которое имело филиалы в Москве, Омске, Балашове, Курске, Харькове, Тамбове, Тверской губернии. Инициатором создания такого общества явился И.С.Проханов.

Он писал: „Христианство есть не только слово, но и дело, не только учение, но и преобразованная жизнь… Евангельское движение в России должно выразиться не только в проповеди, но и в создании новых форм социально-экономической жизни“ [12, с.28]. В общество „Братская помощь“ входили трудовые артели-общины. В этих общинах наблюдался высокий уровень организации хозяйствования, идеальная чистота и порядок, высокое качество результатов, чем бы не занималась артель, здоровый быт, доброжелательные отношения между членами общины, взаимная помощь и поддержка.

Но трудовая деятельность была не главной заботой артельщиков. И.С. Проханов писал: „Хозяйственная деятельность христианского общества очень важна, но все-таки главное внимание должно быть направлено на развитие и укрепление духовной жизни. Практическая жизнь христианина должна являться ярким светом для окружающих“ [12, с.31]. И это было действительно так.

Подавляющее большинство работников, приходящих в общины, были неграмотными, но Евангелие побуждало к размышлению и самообразованию. Например, библиотека общины „Вифания“ в Тверской губернии насчитывала более пятисот томов, община выписывала различные газеты, журналы, духовную литературу.

Большое внимание в общинах уделялось семье и воспитанию детей. „Родители стараются дать детям духовное воспитание и умственное развитие. По возможности все дети новой семьи оканчивают курс высших учебных заведений… Каждый член семьи принимает участие в жизни общины… Досуги проводят вместе, в беседах, чтении, пении и молитве“ [12, с.30].

Заметим, что аналогичная картина наблюдалась в анабаптистских трудовых общинах в Моравии в XVI веке: высокопроизводительный труд, забота о духовном воспитании детей, стремление к самообразованию. „Все без исключения, мужчины и женщины, старые и малые, беспрерывно учатся и учат. Работник, трудящийся днем, ночью учит или учится сам“

Это дает основание говорить об общих чертах протестантских общин (вне национальности): высокая духовность, культура труда, трудовая этика, забота об образовании всех членов общины, воспитание детей во Христе. Можно только печалиться, что с начала 30-х годов нашего века в СССР развернулась антирелигиозная компания, прервавшая процесс духовного пробуждения народов.

Подавляющее большинство священнослужителей было либо уничтожено, либо попало в заточение, либо оказалось на чужбине. В это мрачное и жестокое время И.С.Проханов в своих завещаниях так оценивал ситуацию в России и во всем мире. „В России безбожие (атеизм) объявлено официальной доктриной государства; во всех странах мира возникли и существуют официально общества для распространения атеизма; в университетах и школах почти всех стран безбожие проповедуется открыто.

Наряду с этим во всем мире господствуют небывалые бедствия: кризисы, депрессии, безработица, кровавая борьба между классами населения, неимоверные военные приготовления и т.д.

Эти бедствия настолько велики и так упорно развиваются, что передовые мыслители человечества предсказывают приближающуюся гибель всей цивилизации и культуры мира.

Для нас, верующих, совершенно ясно, что нарастающая катастрофа мира есть последствие того, что люди и народы нашего времени решили отойти от Бога. Для нас ясно, что если это не изменится, то гибель неизбежна.

А, с другой стороны, мы знаем, что есть еще спасение для мира. Оно заключается в том, чтобы человечество изменило направление своего движения: не от Бога, а к Богу!

Эту же великую перемену может произвести только проповедь Евангелия. Было время, когда разлагалась Римская империя и ее культура. Тогда выступили ученики Христа, бывшие рыбаки, и начали проповедовать Евангелие. Это юродство проповеди возродило народы, входившие в состав Римской империи и создало новую, славную христианскую культуру.