Революция в общении

В-восьмых,   церковь  должна  осознать,   понять  и  приспособиться  к культурным последствиям в общении революции.

Джон Калкин, переводчик МакЛуэна, писал: «Каждая культура всегда поддерживает определенный баланс между поведением людей в окружающей среде.

В наиболее общих выражениях эту теорию можно сформулировать так: формы мышления и восприятия отдельных индивидуумов находятся под влиянием культуры, в которой они живут, под влиянием языка, на котором они говорят, и под влиянием средств массовой информации, которыми они пользуются. Каждая культура наделяет ее носителей очками, через которые они смотрят на все окружающее их».

Современная церковь стоит перед важной задачей понять, как революция в общении, происходящая теперь в Америке, влияет на мышление и восприятие, как верующих, так и неверующих. Теперь уже можно смело сделать заключение, что новое поколение (поколение, воспитанное на телепередаче «Сезам, откройся!») является совершенно иным, чем предыдущие. У него совершенно иной подход к учению. Они привыкли к побуждающим и стимулирующим методам в учении. Герой цветной телепередачи «Сезам, откройся!» протягивают свои руки и чуть не трогают своих телезрителей. Как отмечает Калкин: «В процессе передачи какого-то сообщения средства массовой информации формируют чувства своих читателей или зрителей… они увлекают их, подталкивают их, крушат их, муссируют их. Они обостряют и притупляют их сознание и чувства».

В качестве доказательства истинности своего заключения Калкин предлагает нам: «Посмотрите на нынешнее поколение, воспитанное на телевидении, его глазами, т.е. с экрана телевизора… Оно вновь открывает своеобразие, движение, свет и звук, словно они улучшают породу человеческую. Телевидение, — продолжает он, — это поистине захватчик, который массирует ленивые и неиспользуемые чувства».

И опять-таки важно, чтобы церковь не преувеличивала культурного влияния, которое оказывает на современное нынешнее поколение в общении. Подобно тому, как в древности апостол Павел, встретившись с новым для него образом мышления в эллинском мире, нашел возможности общения для спасения эллинов, мы должны найти подход к нынешнему поколению, чтобы спасти его. Конечно, мы не должны игнорировать, что те методы общения, которые когда-то помогли нам самим придти ко Христу, уже не смогут оказать того же воздействия на нынешнее поколение. Идет ли речь о детском, молодежном или взрослом служении, мы должны учитывать происшедшие изменения и произвести их в своих методах общения, чтобы они были эффективными. Сама проповедь должна, конечно, остаться без .изменения, однако метод ее произнесения должен стать современным.

И тут возникает другая проблема. В наших церквях есть и старшее, и молодое поколение. С одной стороны, старшее поколение (не обязательно по возрасту) относится с подозрением и чувством беспокойства к новым формам общения, а с другой стороны, новое поколение «отворачивается» от всего «старого».

И это говорит о том, как важно, чтобы все члены церкви понимали, как культурные особенности влияют на всех нас. Такое понимание, по крайней мере, поможет установить атмосферу взаимопонимания и терпимости, а также поможет нам любить друг друга. Оно также поможет сохранить в наших церквях гармонию и единство, что крайне важно как для христианского духовного роста, так и для свидетельства перед миром.

Нормальное функционирование тела Христова уже само по себе является ответом на вызов революции в общении. Оно само по себе было одной их «форм» передачи христианской вести. Вспоминая афоризм МакЛуэна: «Средство само по себе является проповедью», можно, сказать, что Бог предназначил телу Христова быть именно такой проповедью. Правильно функционирующая группа верующих людей создает вокруг себя такую атмосферу, которая является бессловесной христианской проповедью. Для верующих — это проповедь о любви и реальности. Неверующим же такая группа говорит, что она являются последователями Иисуса Христа, Богочеловека.

Церковь, таким образом, может дать людям то, чего не может дать американская культура, т.е. создать такую обстановку для людей, которая излучает признание, безопасность и стабильность. Такова задача, стоящая перед церковью XX века.