Технология RFID наступает

Технология RFID как часть жизни

Технология RFID радиочастотной идентификации способна буквально революционизировать многие процессы. Но для ее успешного развертывания нужно подготовить инфраструктуру.

Меридит Левинсон
Так или иначе технология RFID радиочастотной идентификации станет частью нашей повседневной жизни. Она способна буквально революционизировать многие процессы. Но чтобы успешно реализовать эту технологию на вашем предприятии, необходимо подготовить его инфраструктуру. Вот что нужно сделать для этого.
По словам директора информационной службы компании 7-Eleven Кита Морроу, для реализации RFID технологии потребуются такие запасы вычислительной мощности, такие средства организации доступа и хранения данных, о которых раньше и думать не приходилось.


Пожалуй, не проходит и дня без того, чтобы Кит Морроу, директор информационной службы компании 7-Eleven, не вспоминал о технологии RFID (Radio Frequency ID). Kaк и многие его коллеги в отрасли розничной торговли, он не сомневается в том, что технология RFID co временем будет внедрена повсеместно, и полагает, что эта технология — со временем она позволит ему отслеживать движение каждого товара из тех, что продает его сеть розничных магазинов с годовым оборотом в 33 млрд. долл., от ворот компании-производителя до кассы (а может, и далее) — повлечет за собой революционные изменения в его деятельности. Морроу знает также, что к числу сторонников RFID относятся такие гиганты сферы глобальной розничной торговли, как Carrefour, Gillette, Home Depot, Marks & Spencer, Metro AG, Procter & Gamble, Tesco и Wal-Mart. И наконец, он не может не думать о перспективах, которые открывает внедрение RFID, — o перспективах абсолютного контроля над товарными запасами, о возможностях последовательного сокращения расходов и повышения прибыльности. Но для того, чтобы получить дополнительную прибыль раньше, чем это сделают конкуренты, для того, чтобы развернуть тысячи устройств для считывания данных с RFID-ярлыков и пустить в оборот миллионы таких ярлыков и тем самым получить фантастически точное и подробное представление о положении дел в логистических цепочках, Морроу должен целиком посвятить себя проблемам, с которыми сталкивается технология RFID. B рамкax своей отрасли он ведет активную работу по популяризации RFID среди руководителей высшего звена, демонстрируя своим коллегам чудеса этой технологии на ежегодных выставках, которые он сам же и организует. Кроме того, на протяжении последних двух лет он осуществляет пилотные проекты с целью определить стоимость полнофункциональной системы RFID, ee показатели в терминах ROI и влияние новой технологии на существующую ИТ-инфраструктуру 7-Eleven. Впрочем, Морроу, да и остальные прекрасно понимают: издержки будут высокими, но и эффект — колоссальным.

Технология RFID внедряется трудно

Технология RFID предполагает генерирование целых гор данных о местоположении поддонов, ящиков, картонных упаковок, разного рода контейнеров и отдельных товаров в логистической цепочке. Образуются настоящие океаны сведений о том, когда и где товары производятся, отбираются, пакуются и отгружаются. Потекут реки чисел, содержащих важную для продавцов информацию об истечении сроков хранения скоропортящихся продуктов — а ведь эти данные надо хранить, передавать в реальном времени и предоставлять подразделениям управления складами, товарно-материальными запасами, финансовым и другим системам уровня предприятия. К тому же для реализации технологии RFID потребуется новый тип архитектуры компьютерных систем, называемый «вычислениями на периферии» (edge computing), предполагающий обработку огромных объемов данных не в централизованных корпоративных вычислительных центрах, а на периферии корпоративных сетей.

Эксперты сходятся в том, что технология RFID, которая трансформирует всю отрасль.
«Если внедрять ее до конца, снабжая ярлыками не только контейнеры, но и отдельные продукты, — утверждает Морроу, — потребуются такие запасы вычислительной мощности, такие невероятные средства организации доступа и хранения данных, о которых раньше нам и думать не приходилось».

Хотя сегодня широкое распространение технологии RFID блокируется целым рядом препятствий технического, экономического и социального свойства, руководители информационных служб внимательно следят за развитием событий. И пусть кто-то собирается реализовывать RFID в ближайшее время, а кто-то через полтора или через три года, пусть одни готовятся к тому, чтобы оснащать интеллектуальными ярлыками поддоны, а другие — ящики или отдельные товары, все это не столь важно. Главное — все понимают: пришло время оценивать масштабы работы, которую предстоит провести в рамках модернизации ИТ-инфраструктуры. И все знают, что успех RFID-инициативы будет зависеть от того, насколько хорошо почва будет подготовлена для этого уже сегодня.

«Для применения новой технологии требуются определенные предпосылки, — поясняет Билл Гома, директор информационной службы сети бакалейных магазинов Hannaford Bros. — При чтении профессиональных изданий у людей складывается такое впечатление, будто технология RFID решает все проблемы снабженческой цепочки. На деле же все не так просто. Если сегодня снабженческая цепочка у вас функционирует в общем неплохо, RFID поможет усовершенствовать ее работу. Но если вы не имеете возможности принимать ордера на отгрузку товаров в электронном формате с тем, чтобы заблаговременно проверить, вполне ли они соответствуют вашим заказам на поставку, технология RFID определенно вам не поможет».

Поэтому такие ИТ-руководители, как Гома, Морроу, Кэтлин Старкофф из Limited Brands и Билл Фрэнкс из Saks, осуществляя пилотные проекты, анализируя техническую осуществимость и экономическую целесообразность внедрения RFID, готовят свои компании к предстоящим переменам, чтобы грядущий переход на новую технологию принес им максимальные выгоды, причем пытаются делать это без излишних затрат и без полного переустройства существующей инфраструктуры.

Технология RFID сегодня

О проблемах RFID сегодня так много разговоров, что может показаться, будто речь идет о последнем слове науки; на деле же эта технология появилась на свет еще в годы Второй мировой войны. По словам Билла Аллена, менеджера по маркетингу компании Texas Instruments RFid Systems, средства радиочастотной идентификации были впервые применены в 40-е годы в устанавливавшихся на кораблях и самолетах системах опознавания «свой — чужой». «Если с тех пор что-то и изменилось, так это цены, — считает Джон Паркинсон, главный технолог компании Сар Gemini Ernst & Young, — сейчас метки RFID достаточно дешевы для того, чтобы устанавливать их на поддонах и ящиках с товаром. Если в 2002 году такой ярлык стоил 40 центов, то в 2003 году — от 25 до 30 центов. И по мере снижения цен разрабатываются все новые приложения».

По данным консалтинговой фирмы Kurt Salmon Associates, даже если RFID-ярлыки будут устанавливаться только на поддонах, ящиках и картонных коробках с товаром, издержки на складирование и распределение — от 3 до 5% доходов розничных торговцев — будут сокращены. Данные с электронных меток будут считываться с помощью специальных устройств, установленных в разных зонах складов. Сотрудникам фирм уже не придется ходить от поддона к поддону и собирать информацию с помощью сканеров, подобно тому как сегодня считываются штрих-коды. В итоге торговые фирмы смогут уменьшить число работников, обслуживающих центры распределения.

Кроме того, энтузиасты радиочастотной технологии утверждают, что технология RFID поможет разрешить некоторые проблемы розничной торговли, относящиеся к числу самых сложных и сопряженных с самыми большими затратами, — проблемы потерь и краж товаров (по словам Паркинсона, в масштабах отрасли они обходятся торговым организациям примерно в 30 млрд. долл. в год), а также проблемы исчерпания товарных запасов, из-за которых бакалейные магазины теряют до 4% своих доходов. Располагая более точной информацией о том, что имеется на полках их торговых залов, в складских помещениях и в контейнерах на пути от предприятия-изготовителя до распределительного центра, розничные торговые фирмы смогут поставить дело так, что случаи отсутствия нужных товаров в магазинах будут уже не правилом, а исключением. А это, в свою очередь, позволит им увеличивать объемы продаж, удовлетворять спрос, повышать качество услуг и ускорять оборачиваемость товарных запасов.

К примеру, если на ящиках с вином поместить метки, содержащие информацию об их местонахождении, представители винных заводов и торговых организаций будут иметь сведения о том, прибыли ли их изделия на место назначения. Если на ящик с вином «Кьянти» позарится грабитель с большой дороги, нечистый на руку сотрудник распределительного центра или этот ящик просто затеряется, представители торговой организации будут иметь некоторое представление о том, где и когда это случилось, и смогут привлечь к ответственности водителей грузовиков и менеджеров распределительных центров. «Интеллектуальные» полки и магазины, оборудованные устройствами для считывания данных, будут иметь точные сведения о месте расположения того или иного товара в масштабах всего магазина и предупреждать сотрудников о том, что на полки нужно выставить новые товары или заказать у производителя дополнительную партию — и все это до того, как покупатели «сметут» все с полок. Даже на рынке продажи недвижимости ожидается существенное облегчение операций купли-продажи. Теперь купить квартиру Черноголовка, будет намного проще и безопаснее.

Приложения, которые осуществляет технология RFID могут принести столь высокие прибыли на вложенный капитал, что гигантская сеть оптовой торговли Wal-Mart в июле 2003 года обязала сотню наиболее значительных своих поставщиков к январю 2005 года оснастить ярлыками RFID все свои поддоны, ящики, картонные коробки и приносящие особенно большую прибыль отдельные товары. (В октябре 2003 года Министерство обороны США сделало аналогичное заявление: поставщики этого ведомства должны оснастить ярлыками все свои поддоны и ящики к 2005 году.) С тех пор, как Wal-Mart сделала это заявление, активность ИТ-директоров предприятий розничной торговли на «фронте RFID» заметно повысилась.

Фактор Wal-Mart

Когда применения RFID-ярлыков требует Wal-Mart, голосов протеста что-то не слышно.

Авторитет Wal-Mart среди предприятий розничной торговли поистине непререкаем. Его не следует недооценивать, но и удивляться тут нечему; достаточно вспомнить о масштабах компании и об объемах ее коммерческих операций.

«Каждая пятая розничная транзакция в Америке осуществляется в Wal-Mart. Через ее логистическую цепочку проходит 17% ВВП Соединенных Штатов и примерно 11% мирового ВВП», — утверждает Джон Паркинсон, главный технолог компании Сар Gemini Ernst & Young. По мнению Паркинсона, когда говорит Wal-Mart, все остальные слушают. И вот этот гигант предлагает 100 своим ведущим поставщикам оснастить RFID-ярлыками все поддоны и ящики с товарами, которые они направляют в Wal-Mart, и сделать это к январю 2005 года. Технология RFID в самом деле успешна.