ГЛАВА 9. РУКОВОДСТВО В НОВОЗАВЕТНОЙ ЦЕРКВИ — ФАЗА ВТОРАЯ

Как уже было указано в предыдущей главе, новозаветные лидеры церкви на раннем этапе ее существования встретились с совершенно необычными проблемами. Они не имели написанного Нового Завета, а значит и написанных христианских доктрин. Вполне очевидно, что даже к концу I века, были такие верующие, которые были не знакомы со всеми Евангелиями, Посланиями Павла и других апостолов.1

Бог, однако, предусмотрел возможность того, чтобы апостолы, пророки, евангелисты, пастыри и учителя смогли «подготовить святых на дело служения», даже не имея написанного Нового Зачета. Он наградил этих избранных Им служителей сверхъестественными способностями, как в области познания, так и в области практической жизни, и благодаря этому они могли назидать церковь (Еф. 4:7-12).2

Но когда церкви были основаны и утверждены в вере, был раскрыт новый план церковного руководства, который по практическим соображениям можно назвать второй фазой.

РУКОВОДСТВО В ПОМЕСТНОЙ ЦЕРКВИ

Как из книги Деяний Апостолов, так и из Посланий становится ясно, что «дарами большими» обладали апостолы, пророки, евангелисты, пастыри и учители, и что на них было возложено общее служение. Они «приобретали учеников», основывали церкви, посещали различные группы верующих, помогая им укрепляться в вере.

Главной задачей пастырей-учителей в I веке было оказание помощи новым поместным церквям, которые решали организационные вопросы духовного роста. Как мы уже говорили, одним из самых выдающихся новозаветных пастырей-учителей был Тимофей. Когда стало ясно, что коринфская церковь страдает от плотского состояния и духовного младенчества, апостол Павел послал туда Тимофея, чтобы он начал учить их (1 Кор. 4:17). Павел также сообщил, что намерен послать его и в Филиппы делать то же самое и в тамошней церкви (Фил. 2:19-20). Он оставил его в Ефесе учить и наставлять верующих (1 Тим. 1:3). Во время своего второго миссионерского путешествия он оставил Тимофея и Силу в Верии (Деян. 17:14), очевидно, для того, чтобы они помогли новообращенным укрепиться в вере. Во время того же самого путешествия после того, как в Фессалониках возникла новая церковь, Павел послал туда Тимофея, чтобы он «утвердил и утешил их в вере» (1 Фее. 3:1-2).

Тимофей и другие подобные ему служители, такие, как, например, Тит, в соответствии с Божественным планом руководства церковью в своем служении переходили из одной фазы во вторую, как только в поместной церкви появились достаточно духовно зрелые верующие, которых можно было назначить дьяконами. Именно это делали апостолы Павел и Варнава, когда они снова решили возвратиться в те города, где они проповедовали раньше и где они «приобрели множество учеников», чтобы рукоположить «им пресвитеров в каждой церкви» (Деян. 14:21-23).’