Ситуационное руководство

Для служения в группах вам потребуется также практиковать то, что я называю “ситуационным руководством”. Роль лидера меняется в зависимости от того, на какой стадии развития находится группа (их мы рассмотрим в следующей главе). В начале существования группы лидер должен активно участвовать в управлении и установлении процессов и отношений.

Когда группа найдет свое место и единство внутри нее увеличится, нужно уменьшить контроль и дать группе возможность управлять самой собой. В конце существования группы руководитель должен еще раз утвердиться в своей роли.

Быть ситуационным руководителем нелегко. Более того, иногда это очень тяжело. Не существует ясных признаков, указывающих на необходимость усилить или ослабить контроль. Тем не менее, вероятность успеха значительно возрастет, если вы (1) останетесь чуткими к управлению Святого Духа, (2) будете помнить основные идеи руководства-служения и (3) будете точно устанавливать равновесие между следующими тремя аспектами, влияющими на вашу роль лидера:

·         Развитие только что появившейся группы по сравнению с группой, деятельность которой подходит к концу

·         Динамика процесса, ориентированного на людей, по сравнению с процессом, ориентированного на решение задач

·         Динамика активного контроля по сравнению с пассивным управлением

В отношении этих аспектов группа всегда занимает какое-то промежуточное положение между двумя крайними точками. Например, с одной стороны, новообразованная группа нуждается во множестве решений, ориентированных на выполнение заданий, следовательно и в более сильном контроле. В середине существования большинству групп требуется пассивное совместное руководство, поскольку во главу угла встали процессы, ориентированные на людей. На противоположной стороне стоит группа, существование которой подходит к концу, и руководителю нужно снова взять бразды правления в свои руки, но не в такой степени, в которой это требовалось в начале.

Эти три аспекта взаимодействуют друг с другом, т.е. крайности в любом из них практикуются очень редко. Приведенная ниже схема иллюстрирует то, что я имею в виду. На ней контрастные условия противостоят друг другу, однако в действительности они сосуществуют и взаимодействуют с другими аспектами.

Группа в начале жизни                Ориентация на людей

Контроль                                         Пассивность

Ориентация на задачи                   Группа в конце своего существования

Посмотрите на схему и подумайте, куда нужно поставить крестик, характеризующий состояние вашей группы в данный момент времени. Место, обозначенное крестиком, будет меняться со дня на день, от задания к заданию, и в зависимости от того, как долго встречается группа. Это несложное упражнение требует знания стадий развития группы. В следующей главе вы узнаете о пяти стадиях, описывающих цикл развития, который каждая группа проходит в течение своего существования.