Скептики

По словам А. ф. Лосева, скептики относились к познанию души, как и ко всякому познанию, ”непознаваема и недоказуема” (Лосев 1992: 593). Б. Рассел называет сомнения скептиков непросто сомнением, а догматическим сомнением (Рассел: 253). Приведу пример этического поведения одного из скептиков – Катона.

Когда он был у власти, были запрещены пиры и роскоши. Свою жену он заставил кормить детей грудью. Жена кормила молоком не только своих детей, но и детей рабов. Это делалось с целью, чтобы дети рабов, когда они вскормлены одним и тем же молоком, что и дети хозяина, могли любить господских детей. Катон без жалости поступал со своими рабами: продавал их, когда они были негодны для физического труда; заставлял сорится их между собой, т.к. не желал видеть дружбы между рабами. Если раб провинился, он заставлял других рабов приговорить “нечестива” к смерти, и убивал его своими руками на глазах этих же рабов (там же: 256).

Вальверде приводит такие строчки о скептиках: “Скептики занимали критическую позицию. Они говорили, что человек знает только то, что ничего не знает, и поэтому не нужно принимать никаких решений и брать на себя обязательства. Только так достигается безразличие (adiafora), источник мира, спокойствие и счастье “ (там же: 63). Александр Мень придерживается подобного мнения. Скептики закрылись в своей скорлупе, ничего не вижу, ничего не слышу, ни во что не верю; мир и спокойствие (Мень 1992: 84).

Добавить комментарий