Соблюдение надлежащего баланса

В-пятых, соблюдайте надлежащий баланс между Божественными и человеческими факторами.

Все лидеры испытывают искушение впадать в крайности. С одной стороны, нам легко быть нерешительными и бездейственными, так как мы можем положиться на милость Божью и на Его суверенную волю. А это может породить нашу собственную безответственность и даже леность. С другой стороны, мы можем «взять все в свои собственные руки» и забыть о воле Божьей, о Его силе, мудрости и руководстве.

Обе крайности совершенно неприемлемы. Неемия может служить прекрасным примером уравновешенности. Он сначала молился, а потом уже «действовал». Однако иногда он сначала «действовал», а потом «молился». Было и так, что он действовал и молился одновременно. Он постоянно стремился узнать волю Божью, но он всегда использовал свои собственные разум и силу, данные ему Богом, когда знал, что ему нужно делать.

Пожалуй, наиболее ярким доказательством его уравновешенности можно считать его поведение, когда он прибыл в Иерусалим. Он «вставал ночью» для обхода и осмотра стен. Однако он сам свидетельствует: «Я … никому не сказал, что Бог мой положил мне на сердце сделать для Иерусалима» (Неем. 2:12). Из этого становится ясно, что хотя он и строил свои собственные планы и для этого собирал нужную ему информацию, он в то же самое время полагался на водительство Божье.

Христианские лидеры в современной церкви должны сохранять такой же самый баланс. Однако так легко впасть в ту или иную крайность. И в таком случае мы или будем пытаться самостоятельно решать проблемы, забыв о молитве, о Божьей помощи, руководстве и благословениях, или же будем, в основном, проводить время в молитвах и чтении Библии и ничего посильного для нас не делать. Пусть Бог поможет нам сбалансировать божественные и человеческие факторы.

УЧИТЫВАЙТЕ МНЕНИЯ И ЧУВСТВА ДРУГИХ

В-шестых, подходите к решению проблем с учетом мнений и чувств всех, кто имеет прямое отношение к этим проблемам.

Для того, чтобы осуществлять этот важный принцип на деле, нужно иметь хорошую связь с теми, кто имеет к этому отношение. Моисей сначала объяснил народу, что он не в состоянии один справиться с возложенными на него обязанностями (Втор. 1:9). Когда наступило подходящее время, Неемия созвал народ и объяснил, что он хочет делать и как это можно исполнить (Неем. 2:17). Апостолы созвали верующих в Иерусалиме и объяснили им причины, приведшие к данной проблеме (Деян. 6:2). В случае, описанном в 15-ой главе Деяний, вся церковь принимала участие в решении вопроса о «благодати и законе». Организационные и административные проблемы не могут быть решены без установления связи. Конечно, обстоятельства во многом диктуют «что, как и почему». Однако не менее важно и взаимопонимание между теми, кто в этом заинтересован.

Можно заметить, что во всех четырех рассмотренных библейских примерах в процессе принятия решений принимали участие целые группы. Опять-таки, несмотря на все различия, во всех четырех случаях в принятии окончательного решения участвовали все заинтересованные. Моисей предложил всем коленам избрать своих начальников (Втор. 1:13). Апостолы предложили «всей церкви» избрать семь дьяконов (Деян. 6:1-3). И хотя некоторые вопросы апостолы и пресвитеры решали при закрытых дверях, окончательное решение по поводу взаимоотношения «благодати и закона» было принято на общем церковном собрании (Деян. 15:22).

Несколько иное положение было у Неемии. Основная ответственность при восстановлении иерусалимских стен легла на его плечи. Он был несомненным лидером. И у него была своя идея и стратегия. Однако он хорошо сознавал, что никогда не сможет осуществить задуманное без участия всего народа иудейского. А поэтому он тщательно объяснил народу свои планы и призвал всех к сотрудничеству в этом великом деле. Успех Неемии, как общепризнанного лидера виден в их кратком ответе: «Будем строить» (Неем. 2:18).

Много проблем возникает в современных церквях потому, что их лидеры забывают об этом важном библейском принципе. Мы наживем только одни неприятности, если будем пытаться действовать как диктаторы. Даже апостолы, несмотря на их избрание Самим Господом Иисусом Христом, не пользовались данной им властью для обхода принципа. Естественно, что не все проблемы нужно представлять на обсуждение всех членов церкви, однако в данном случае Библия говорит нам о «групповом» методе решения проблем.

Как в Исх. 18, так и в Деян. 6 большинство назревших вопросов было решено группами избранных для этого людей. И это играло решающую роль. Обратите внимание, что в случае, описанном в 6-ой главе Деяний, непосредственное решение проблемы было поручено только группе христиан-эллинистов. Действительно, не было никакой необходимости вовлекать всю иерусалимскую церковь в дело, касавшееся только определенной группы верующих.1. В случае, описанном в 15-ой главе Деяний, как видно, вся церковь принимала участие в решении проблемы, однако основные предложения были разработаны и обсуждены на закрытых совещаниях пресвитеров и апостолов. Но потом вся церковь утвердила выработанное решение и избрала тех, кто должен был претворить его в жизнь.

Согласно Священному Писанию, можно сформулировать четыре основных руководящих принципа для тех случаев, когда в решении данной проблемы принимает участие вся группа:

1.Вообще в решении данной проблемы лучше всего, чтобы принимали участие все, кто имеет непосредственное отношение к ней.

2.Необходимость ясно представлять сущность проблемы.

3. Побуждать группу избирать квалифицированных людей, представляющих ее в процессе решения этой проблемы.

4. Стараться заручаться поддержкой всей группы окончательного решения.