ГЛАВА 5. СОЗИДАНИЕ ЦЕРКВИ

Ученики должны учиться! Это вторая великая задача Христова поручения. Верующие «собирались вместе», чтобы стать единым развитым организмом.

Точно так, как при описании действий учеников в «евангелизации» мира встречается несколько ключевых терминов, так и при описании процесса «назидания» встречаются несколько различных слов. Они, конечно, крестили и учили новообращенных, как это поручил им Иисус. Однако процесс духовного возрастания и развития включал в себя общение друг с другом, преломление хлеба, объединение сердец в молитве и прославлении Бога. Они также ободряли, укрепляли, увещевали, убеждали, предостерегали и утверждали в вере.

Они получали устные сообщения, в которых рассказывалось о евангелизационной работе в отдельных частях мира. Они также получили несколько писем (Посланий), в которых говорилось, как нужно вести христианскую жизнь.

Когда апостолы и лидеры встречались с верующими, виновными служении братьев неверным и ложным учением, то в таких случаях происходили разногласия и споры. В Деяниях Апостолов содержатся призывы к ученикам «быть едино мысленными», и «быть едино сердцами, и душами», и «укрепиться в вере». Мы встречаем также следующие выражения: «церкви росли и укреплялись в вере» и «Слово Божье росло и превозмогало». Они переживали «радость», «блаженство» и были «искренни сердцем». Так например, ученики в Антиохии получили послание из Иерусалима и, его «прочитавши, возрадовались о сем наставлении» (Деян. 15:31).

Переходя от Деяний Апостолов к Посланиям при исследовании функций и их. результатов, мы опять обнаруживаем, что функции носят директивный характер, а их результаты становятся объективными. «Увещавайте друг друга», «назидайте один другого», «вразумляйте бесчинных», «утешайте малодушных», «поддерживайте слабых «ищите добра и друг другу и всем», — все это может послужить примером директив, данных Павлом поместным церквям (1 Фее. 5:11-15). В процессе назидания участвовали все верующие, служа друг другу. Они должны были «всегда преуспевать в деле Господнем» (1 Кор. 15:58) и «назидать самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными» (Еф. 5:19).

Тимофею, молодому пастору, также были даны особые указания: «Проповедуй сие и учи», «занимайся чтением Писаний, наставлением, учением». Он должен был «проповедовать слово», «наставлять во время и не во время» «обличать, укорить и увещать». Титу сказано: «чтобы ты довершил неоконченное» и поставил по всем городам пресвитеров и говорил «то, что сообразно со здравым учением».

Пресвитеры должны были «пасти Божье стадо», а все верующие должны были «подвизаться за веру, однажды преданную святым». Мужья «должны любить своих жен», а жены «должны повиноваться своим мужьям». Отцы не должны «раздражать своих детей», а «воспитывать их в учении и наставлении Господнем».

Часто за директивами, касающимися назиданий, в Посланиях, следовали непосредственно «ожидаемые результаты» или цели, как это было и в случае с евангелизмом. Павел пишет коринфянам, что он вместе с Тимофеем и Силуаном одобрял, поучал и призывал их «поступать достойно Божьего звания и избрания». Позже он говорил, что они постоянно молились, чтобы снова увидеть фессалоникийцев и «пополнить» то, что недоставало их вере. Павел призывает верующих в Риме вверить себя Господу и познавать, «что есть воля Божия». Он молился о ефесянах, чтобы они «исполнились всяким познанием о Господе». Он указывает колоссянам на необходимость «быть успешными во всяком деле благом». «Давайте поспешим к совершенству», — призывает он в Послании к Евреям.

Почему церковь существует как собрание верующих? Новый Завет дает ясный ответ на этот вопрос. Церковь должна стать развитым организмом в процессе назидания, чтобы прославлять Бога, и этот процесс будет динамичным свидетельством миру.

Лука пишет: «Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь» (Деян. 9:31). Павел говорит, что Бог посылает в церкви своих одаренных руководителей подготовлять всех верующих к служению, чтобы все получали назидание (Еф. 4:11-12,16). «Назидайте один другого», — призывает он фессалоникийцев (1 Фее. 5:11).

Различные производные от слова «назидание» встречаются в Посланиях апостола Павла к Коринфянам (особенно в 1 послании) намного чаще, чем во всех других новозаветных книгах (1 Кор. 8:1; 10:23; 14:4-5,12,17,26; 2 Кор. 12:19). И это, конечно, неудивительно, поскольку из всех новозаветных церквей эта церковь была самая плотская и духовно неразвитая, а потому она более других нуждалась в духовном росте и развитии (1 Кор. 3:1-3).

Назидание должно вести к развитию или полноте веры в Христа. Апостол Павел, говоря о Христе, пишет в Послании к Колоссянам: «Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе» (Кол. 1:28). Главной заботой Павла в отношении тела Христова было придти «в единство веры я познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13).