Старайтесь понять сущность проблемы

Во-вторых, всегда старайтесь познать сущность проблемы, прежде чем искать пути к ее решению. Иногда это можно сделать очень быстро, а иногда для этого требуется время и серьезные размышления.


В случае, описанном в 6-ой главе Деяний Апостолов, апостолам не понадобилось много времени, чтобы понять сущность возникшей проблемы и найти путь к ее решению. Все было ясно, поскольку ясно было, каким «должно быть» и «не должно быть» самый лучший подход к решению. Не понадобилось много молитв и рассуждений, не нужно было знать волю Божью, чтобы найти правильное решение.

Однако совсем иное положение было у Неемии. Он находился далеко от того места, где возникла проблема. Источником информации для него служили только устные рассказы очевидцев (Неем. 1:1-2), а потому его осведомленность была весьма ограниченной (1:3). Ему пришлось провести сравнительно много времени в посте и молитве, чтобы узнать волю Божью, и когда он прибыл в Иерусалим, ему понадобилось три ночи, чтобы оценить положение на месте. В связи со сложностью проблемы он принял мудрое решение сначала самому убедиться во всем и только потом сделать какие-либо публичные заявления.

Проблема, возникшая в Антиохии и описанная в 15-ой главе Деяний, также отличается от вышерассмотренных. Она носила чисто богословский характер, и ее причиной была приверженность иудаистов к Закону Моисееву. Она относилась к взаимоотношению Ветхого и Нового Заветов, и даже апостолам пришлось призадуматься над вопросом: «Что спасает человека?» Эти люди были избраны Самим Богом, чтобы «быть с Иисусом»; им поручено было «создать церковь»; они говорили «истины Божий», но все это не гарантировало понимания ими. Мы часто упускаем это из виду, хотя это так ясно описано в Библии.

Иерусалимской церкви потребовалось время для решения вопроса взаимоотношения иудаизма и христианства. Пришлось провести как публичные, так и закрытые совещания, обсуждения и собрания. Пришлось провести исторические и библейские исследования, а также анализ того, что Бог делает в настоящее время. Результатом такого сложного процесса, потребовавшего много организационных и административных усилий, стали послание, выработанное и принятое иерусалимским собором, и его доставка церквям.

Моисей, ведя народ через пустыню, кажется, даже не осознавал появившейся проблемы и того, что она может быть решена благодаря хорошему административно — организационному плану. Ему помог во всем этом его тесть Иофор.

Одна из трудностей быть руководителем заключается в том, что мы иногда «из-за деревьев не видим леса». Так именно случилось с Моисеем. Он хорошо знал, что у него есть много работы и что он имеет дело с людьми «недуховными», чье «поведение трудно предсказать», но он упустил из виду нечто более «важное», что могло бы помочь ему в исполнении его обязанностей. А именно: вокруг него были люди, которые могли ему помочь решить проблемы. А осознать проблему Моисею помог Иосил Иофор. Антиохийская церковь сознавала сущность проблемы, и смогла ее решить с помощью иерусалимской церкви. Или говоря конкретнее, Павлу и Варнаве понадобилась помощь Петра и Иакова, чтобы разрешить проблему между законом и благодатью.

Большая опасность, с которой часто встречаются христианские лидеры, — это неправильное отношение к даваемым советам. Нередко нам стыдно показаться некомпетентными, и мы предпочитаем самостоятельно решать свои проблемы. К сожалению, если это нам оказывается не под силу, мы терпим поражение, и это несравненно унизительнее, чем обратиться к кому-то за советом. Прислушиваться к советам — это не признак слабости, но, напротив, силы. Конечно, это не значит, что мы должны принимать все советы, которые нам дают. Мы должны выслушать все советы, внимательно их обдумать и принять соответствующее решение, прислушиваясь к голосу Духа Святого.