Стоицизм

Стоицизм берет свое начало в Греции и развивается в Риме. Его основателем был Зинон. Поснов отмечает, что можно отметить три момента; 1) материализм в антропологии, 2) пантеизм в теологии, 3) монизм – душевная жизнь. Душа – вещественна. Душа живет после смерти тела.  Приведу общие положения стоической мысли.

Наивысшей проблемой для стоиков становится личность человека, которая наделена разумом и имеет связь с окружающим миром. Главным вопросом для стоиков был поиск точек соприкосновение человека и мира (Степанова 1995: 181). А.С. Степанова замечает, что “Вселенная представлялась стоикам как единый организм, в котором не существует противоречий между индивидуумами, человечеством и всем миром” (там же). Марк Аврелий в “Размышлениях” касается этой идеи: “В естестве целого словно в потоке передвигаются все тела, с природным целому и с ним сотрудничающие, как наши части одна с другой” (Марк Аврелий 1993: 37). Стоики считали, что “люди и боги рождены для братства и общества”(Arnim 1907: 90) (взято там же). Б. Рассел описывает соотношение бога и человека: “Бог не отделен от мира, он – душа мира; и в каждом из нас содержится частица божественного огня. Все вещи суть части единой системы, называемой природой” (Рассел: 272). Марк Аврелий в своих “Размышлениях” пишет о человеческой жизни: “Они ведь требуют не опрометчивости, расположение к людям и покорности богам. Так брось же все и только этого немногого держись. И еще помни, что каждый жив только в настоящем и мгновенном. Вот, значит, та малость, которой мы живы; малость и закоулок тот, в котором живем” (Марк Аврелий 1993: 15). Существует функциональные отличие между богами, животными и людьми: Боги создали людей ради них самих и друг для друга, а животных – для служения людям “ (Arnim 1903: 332) (взято из Степановой: там же). Стоики интересно объясняли понятие о свободной воли. Эпиктет пишет: “Так вот, как и стоило того, боги сделали зависящим от нас только самое лучшее из всего и главенствующее – правильное пользование представлениями, а все остальное- не зависит от нас” (Эпиктет. Письмо Арриана Геллию 1997: 40). Хрисипп приводил пример с собакой, которая бежит за колесницей (Степанова: 183). Б. Рассел тоже склоняется к мысли, что основная доктрина стоицизма “касается космического детерминизма и человеческой свободы” (Рассел: 271). Сенека главной задачей для стоика определяет долгом. “Главная наша задача должна заключаться в том, чтобы мы не следовали, подобно скоту, за вожаками стада, чтобы мы шли не туда, куда идут другие, а туда, куда повелевает долг” (Сенека 1995: 167). Сенека считал, что лучше “жить оседло и оставаться с самим собой”, чем переезжать с места на место, что показывает на метание духа. (Сенека 1986: 34).

Описание К. Вальверде стоицизма часто совпадает со взглядами А.С. Степановой. “Стоическое учение заботится не сколько о познании того , что есть человек, сколько о том, чтобы знать, как нужно жить, чтобы достигнуть счастья” (Вальверде 2000: 63). Эту мысль можно найти у Марка Аврелия: Совершенство характера- это то, что бы всякий день проводить как последний, не возбуждаться, не коснеть, не притворяться” (Марк Аврелий 1993:.41). И далее продолжу мысль К. Вальверде о стоиках и их этики : ”С одной стороны, эта эвдимоническая этика чрезвычайно требовательна в том, что касается сообразного разуму владения страстями и влечения. С другой стороны, это учение оптимистично, потому что если все направляется Логосом, то происходящее всегда является наилучшим, разумным и совершенным. Философия, или познание логики, физики и этики есть самый эффективный способ исцелиться от страстей и обрести совершенное и разумное душевное равновесие.” (там же: 62-63). Подтверждение этой мысли можно найти у Б. Рассел (там же: 273). Хрисипп учил, счастье присуще хорошему человеку, а за плохим человеком несчастье ходит по пятам и что хороший человек имеет счастье как бог (там же: 275 ). Какое отношение стоиков к смерти? Приведу описание Эпиктета: “… мы хвалим сказавшего: “Не смерть страшна ведь, нет, – с позором смерть” (слова из трагедии неизвестного автора). Так вот следовало бы, чтобы по отношению к смерти была смелая уверенность, а по отношению к страху перед смертью- осмотрительность” Эпиктет. там же. стр. 94). О бессмертии души мнения у стоиков расходятся. Утверждение Клеанта – души ожидают великий огонь вселенной (в это время все будет поглощено богом. У Хрисиппа было мнение, что это касается только душ мудрецов (там же). Панэций, подобно большинству стоиков, утверждал, Вместе с телом умирает и душа. Но Посидоний думал, что душа остается существовать в воздухе, там, в большинстве случаев она неизменна “до очередного пожара вселенной” (там же: 277). Ада не существует, плохие люди не имеют после смерти счастье, а самые злые пребывают у самой земли до нового перевоплощения. Лучшие из добродетельных людей достигают звезд, где спокойно (в тихой обстановке) наблюдают за движением звезд (там же). Существует мнение, что Эпиктет считал: “существуют только тела, но тела суть сочетания двух основополагающих начал- логоса, или разумного начала, и фюсис, или начала созидающего” (Великие мыслители Запада: 74). Сенека учил о бессмертии души (Поснов). Интересно, что социальное положение стоиков было различно, например, Эпиктет, который был из низших слоев общества (некоторое время он был рабом), Сенека- придворный царедворец, а Марк Аврелий – император (там же: 278).Марк Аврелий В заключении приведу интересное высказывание написанное в книге Марка Аврелия “Размышления” : “Ты – душонка, на себе труп таскающая , говаривал Эпиктет” (Марк Аврелий 1993: 21). Эта фраза напоминает учение Филона Александрийского о котором будет сказано ниже. Чтобы подробнее разобраться в стоическом учении и его влияние на антропологию христианства, необходим; не мой уровень и не мои знания, а более специализированный и узкий взгляд на этот вопрос, поэтому я остановился только на некоторых моментах учения стоиков о человеке, чтобы увидеть общую картину антропологии первого века.

Система стоиков вела к фатализму. Можно еще отметить, что стоицизм – материалистический монизм,  а эпикурейство – материалистический атомизм (Поснов).