Девять ступеней развития и организации молодежного служения

ОБЗОР

Преподавание и обсуждение этой схемы развития молодежного служения проводилось по всему миру и в контексте различных культур. Основные положения этой схемы в том, что молодежное служение направлено на особую (не детскую и не взрослую) возрастную группу и субкультуру, что молодежное служение включает в себя работу с неверующими, что молодежное служение должно быть основано на личном общении, и что это служение должно дать молодым людям силу противостоять социальному давлению и позволить им играть значительную роль в церкви и обществе.

Главнейшие же положения включают в себя утвержденное призвание лидера молодежного служения и опору всех дальнейших ступеней служения на молитву и поддержку всей церкви. Заметьте, как в этой схеме молодежного служения сочетаются роли социальных работников – миссионера или евангелиста – и пастора.

Естественная последовательность молодежного служения:

I.                   Закладка фундамента. (самая важная ступень, которой, однако, чаще всего пренебрегают)

А. Разрешение и поддержка со стороны старшего пастора.

Б. Комитет или совет заинтересованных в служении взрослых.

В. Команда лидеров из добровольцев и молодежи.

II.                Исследования. (нужды + средства = цели)

А. Общественные исследования. (понимание контекста служения)

Б. Тематические исследования. (понимание вопросов и проблем служения)

III.             Контакт.

А. Переход от церкви или программы на почву молодежной культуры.

Б. Общение, ведущее к возникновению дружбы.

В. Разговоры в стиле Четырех Основных Вопросов, стимулирующие духовный рост. (Эта тема обсуждается в обзоре сопутствующей статьи)

IV.              Проекты и путешествия. (идея – в получении знаний из опыта)

А. Отклик на интересы и нужды.

Б. Переход от дружбы к лидерству.

В. Стимулирование духовного роста молодых людей и формирование из них сплоченной группы.

V.                 Психологическая помощь, управление и обучение.

А. Отклик на проблемы молодежи, входящей в группу риска, и психологическая помощь в решении проблем, стоящих перед молодежью в современном обществе.

Б. Общение и время побуждают молодых людей высказывать свои проблемы и нужды.

В. Скорая психологическая помощь и консультации о том, как построить свою жизнь во взрослом мире.

VI.              Провозглашение Благой Вести. (Что вообще может быть благой вестью для этих современных детей?)

А. Все служение есть жизнь в соответствии с Евангелием.

Б. Для эффективности служения необходимо завоевать доверие молодежи.

В. Молодые люди хотят услышать ясные ответы и рассказы от тех, кому доверяют.

VII.           Пища для новой веры. (глубокие корни, позволяющие жить в запутанном мире)

А. От проповеди к обучению: от услышанных рассказов к сделанным открытиям.

Б. Обучение молодых людей тому, как учить и вести других.

В. Подготовка молодых людей к жизни в пост-модернистском мире.

VIII.        Обучение во время служения. (лидерство среди ровестников и разработка проектов).

А. Продолжение деятельности, изложенной в IV и V ступенях.

Б. Предлагается молодым лидерам вне зависимости от глубины веры.

В. Служение приносит с собой чувство признания, особенно если его польза отмечается во время службы в церкви.

IX.              Управление молодежной программой.

А. Успех первых восьми ступеней приводит к росту программы, что, в свою очередь, вызывает необходимость в управлении.

Б. Должен произойти переход от лидерства к управлению.

В. Привлечение людей, обучение, передача обязанностей, надзор, сбор средств, планирование, контроль и оценка являются ключевыми вопросами.

Этот схематичный план развития молодежного служения нуждается в дополнении. В истоке каждого служения должна стоять формулировка замысла, или видения. Людям, вовлеченным в любое служение (или программу), следует потратить некоторое время на то, чтобы четко сформулировать свой замысел в одном предложении. Эту формулировку следует развить, включив в нее описание миссии, указывающее на цель служения. Дальше вам следует сформулировать свою стратегию, объясняющую, каким образом вы собираетесь достичь этой цели.

Формулировка замысла должна отразить уникальность вашей программы, ее отличие, по крайней мере в географическом плане, от всех других программ. Формулировка замысла также должна включать в себя описание всего разнообразия целей программы. Цели – это четкие формулировки ожидаемых результатов. Хорошие цели желательны, реалистичны и поддаются оценке. Функции – это ваши проекты и действия, направленные на достижение ваших целей. Время от времени функции должны подвергаться оценке, чтобы увидеть, насколько хорошо они служат для достижения тех или иных целей.

Если команда лидеров и персонал серьезно подходят к своей задаче, им, без сомнения, следует время от времени собираться, чтобы обдумать возникшие вопросы и определить, к чему они пришли. Это также помогает избежать перенапряжения.


ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБДУМЫВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЯ

1.      Как изложенные выше положения соотносятся с положениями вашей молодежной программы?

2.      Видите ли вы возможности использования девяти ступеней для развития новой программы или оценки текущей? Видите ли вы заключенные в этом обзоре возможности, связанные с обучением нового персонала или добровольцев?

3.      Большинство призывов о помощи бывают вызваны слабыми местами в выполнении первых трех (и особенно первой) ступеней. Видите ли вы, почему I ступень должна следовать перед II? А I и II перед III?

4.      Большинство церквей ждут, что вы начнете работу с IV ступени и будете заниматься почти исключительно тем, что описано в ступенях IV-VII. Считаете ли вы необходимыми все девять ступеней? Каким образом вы можете прийти к соглашению по этому вопросу с церковью или программой, в которой участвуете?

5.      Почему знание о девяти ступенях важно для проведения собеседований?

ПРИМЕНЕНИЕ

1.            Люди, работающие с молодежью, должны обладать творческими способностями и видением. Видение должно быть выражено так, чтобы оно звучало практично и реалистично. Изложенная выше схема ориентирована на работу с молодежью всех стран и культур в городских, пригородных и сельских районах.

2.            Сегодня в отношениях между людьми, работающими с молодежью, и теми, кто работает со взрослыми, между молодежными лидерами, с одной стороны, и пасторами и родителями, с другой стороны, часто существует сильная напряженность. Это особенно заметно среди групп, переживших переход от традиционных норм к нормам городского, пост-модернистского мира. Молодежный лидер должен прежде всего ясно и четко выразить свое видение, а потом вынести его на обсуждение пресвитеров.

3.            Молодежное служение включает в себя, с одной стороны, работу с молодыми людьми, и, с другой стороны, образование взрослых (здесь молодежный лидер выступает как представитель взглядов молодежи).

4.            Изложенные выше принципы и стратегический план могут быть использованы в большинстве случаев. Если вы не видите, как это может быть осуществлено на практике, или если каждая ступень дается вам с огромным трудом, или если вы чувствуете неудовлетворение от того, как ваш случай расходится с планом, вы можете обратиться в Центр Молодежных Исследований.

МОЛОДЕЖНОЕ СЛУЖЕНИЕ/ ОБЗОР СТАТЬИ

Четыре основных вопроса молодежного служения.

Боргман, Д. (1995) Центр молодежных исследований.

ОБЗОР

Те, кто только начинает работать с молодежью, ищут помощи и руководства в том, как встречаться и общаться с молодыми людьми. Как нам следует строить разговор? К чему мы должны стремиться? С чего нам начать? Главную идею можно выразить в двух словах: личный рост. Старшие люди, занимающиеся молодежным служением, также выражают стремление к поиску творческих идей, способов стимулировать рост молодых людей во время одно- или двухдневных ритритов и обычных собраний групп.

Эти четыре основных вопроса следует обдумать тем, кто работает с молодежью. Такие вопросы возникли в результате оценки работы, проводившейся на улицах Нью-Йорка. Эта работа проводилась в то время, когда употребление героина привело к резкому сокращению численности уличных группировок в начале 1960-х годов. Первые три вопроса задавались молодым наркоманам, с которыми велась ежедневная работа. Четвертый вопрос является ключевым вопросом работы с молодежью.

1.      Что происходит? (Определяем настоящее)

2.      Откуда ты пришел? (Анализируем прошлое)

3.      Куда ты идешь? (Прогнозируем будущее)

4.      Как наша помощь может помочь тебе туда дойти? (Способы прийти от настоящего к будущему)

Первый вопрос выражает намерение взрослого отказаться от своего «взрослого» отношения к молодежи, которое воспринимается как отстраненность и предвзятость, и войти в мир молодежи и того молодого человека, к которому он обращается. Этот вопрос снова и снова убеждает, мне действительно небезразлично, что с тобой происходит. Со многими молодыми людьми разговоры так и не продвинутся дальше этой темы. И конечно же, ваши беседы будут много раз к ней возвращаться.

Второй вопрос, если отнестись к нему серьезно, приводит нас на более глубокий уровень общения – мы обмениваемся рассказами о прошлом. Как отдельные люди, так и группы становятся ближе друг к другу, когда делятся историями о своем прошлом. Однажды Малколм Экс сказал: «Человек без знаний о своем прошлом подобен дереву без корней». Осознание своих корней и понимание ценности своего прошлого позволяют нам ощутить чувство стабильности, способствуют формированию цельной личности и служат руководством к будущим действиям. Современное общество не только унижает человека в настоящем (заставляет его чувствовать себя неполноценным в сравнении со знаменитостями и фотомоделями), но и отнимает у него прошлое (чувство значимости прожитой жизни) и мечты (поощряя фантазии, а не стремление к реальным целям).

Третий вопрос построен на втором. Если молодой человек знаком со своим прошлым, ему легче определиться с направлением в будущем. Сегодня у большей части молодежи нездоровые мечты, а именно мечты являются главной движущей силой у подростков. Этот вопрос помогает им определить для себя достойную цель.

В четвертом вопросе заключена суть молодежного служения. Он помогает преобразовать мечту и на ее основе сформулировать долговременную цель (потом промежуточные цели и, наконец, кратковременные). Никогда не спрашивайте у человека: «Чем я могу тебе помочь?» Такая помощь поощряет зависимость молодежи от тех, кто предлагает им помощь, и может привести к тому, что люди, работающие в молодежном служении, будут чувствовать себя жертвами.

В этих вопросах слова не играют большого значения; важен дух, в котором они заданы. Вся серия вопросов гораздо легче принимается молодыми людьми, а не подростками. Но общая направленность этих вопросов может сделать более эффективным и общение с подростками.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБДУМЫВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЯ

1.      С кем из друзей вы бы больше всего хотели обсудить эти вопросы, сидя у костра? Что, на ваш взгляд, может последовать из такой беседы?

2.      Если бы незнакомый вам подросток должен был проехать с вами около 70 километров, какой разговор на основе этих вопросов мог бы у вас получиться?

3.      Если бы в своем разговоре вам не удалось уйти дальше обсуждения первого вопроса, мог бы этот разговор все же считаться удавшимся?

4.      Видите ли вы возможность творческого использования этих вопросов во время ритрита? Каких положительных результатов вы можете достичь в конце такого ритрита?

5.      Какие вопросы у вас возникают в связи с этими четыремя основными вопросами?

ПРИМЕНЕНИЕ

1.      Одна из основных задач молодежного служения – стимулирование духовного роста, а эти вопросы способствуют такому росту.

2.      Эксперты считают, что личность современных подростков подобна лоскутному одеялу и состоит из множества ячеек. Эти вопросы поощряют, или, по меньшей мере, предлагают, развитие цельной личности. Возможно, именно наши вопросы приготовят их к росту и существованию в качестве цельной личности. И в этом тоже состоит наша работа.

3.      Подростки учатся и растут только тогда, когда самостоятельно приходят к знаниям, обычно в компании друзей, которым они доверяют. Постарайтесь не упустить благоприятных ситуаций для этих вопросов.

Что такое молодежное служение?

I.                    Чем оно не является.

1.      Детским садом

2.      Рабством

3.      Легким

4.      Ступенькой для карьеры

5.      Развлечением

6.      Оно не только для нас!

II.                 Чем оно является.

1.      Основанным на общении

2.      Любовью

3.      Временем

4.      Сложным

5.      Службой

6.      Обязательством

7.      Служением

8.      ПОЛНЫМ НАГРАД!