Святой Дух как член группы

Вас как лидера малой группы поддерживает присутствие Святого Духа. Точнее, хотя Святой Дух и невидим, но Он является участником и руководителем группы. Вы – Его со-руководитель, инструмент, осуществляющий Его управление. Ваша основная задача – помогать работе Святого Духа в жизни участников группы, планируя и координируя ее деятельность.

Чтобы обеспечить успешную деятельность вас как руководителя и вашей группы в целом, положитесь на Него в ваших мыслях и поступках.

Ниже вкратце приведены семь ролей, которые Святой Дух играет в вашей группе.

Он живет в вас (Римлянам 8:9-11). В Писании ясно говорится о том, что Святой Дух живет в каждом, кто принял Иисуса Христа как своего Спасителя.  Он везде, где собираются вместе христиане. Поэтому Он присутствует на каждом собрании группы. Мы должны признать этот факт и действовать сообразуясь с ним.

Он наставляет (Иоанн 16:13). Святой Дух наставляет малые группы так же, как Он наставляет отдельных верующих. Мы всегда должны чувствовать Его наставление, идет ли речь о выборе программы, составлении расписания, ответе на Писание, разговоре с упрямым участником группы, о праздновании личного успеха или о чем-то еще. Не всегда будет легко. Но для того, чтобы следовать за Ним и понимать волю Бога, нужно приложить все усилия.

Он учит (Иоанн 14:26). Дух Святой — наш учитель. Духовная правда открывается нам благодаря Его освещению библейского текста. Обучая нас, Он может использовать кого-нибудь из группы, чтобы на примере его жизни показать рассматриваемую духовную концепцию.

Он осуждает (Иоанн 16:8). Когда мы вступаем в противоречие с тем, что говорит Писание, именно Святой Дух справляется с нашими настроениями и убеждает нас в нашей неправоте. Он может убедить всю группу одновременно. Возможно, что всей группе нужно отвратиться от какого-нибудь понятия и/или действия, которое неугодно Богу.

Он ходатайствует (Римлянам 8:26). Святой Дух ходатайствует за нас перед Отцом. Общие молитвы делают молитву отдельного человека еще сильнее. Святой Дух помогает нам в нашей духовной немощи просить о своих нуждах у Бога. Вместе мы или по отдельности, есть кто-то, кто живет в нас, знает о наших самых сокровенных нуждах и осуществляет посредничество между нами, в то время как Иисус ходатайствует за нас одесную Господа.

Он дает возможность (1-е Коринфянам 12:11). Духовные дары – это данная Богом возможность служить телу Христа в том месте и в то время, когда Он это потребует. Источником духовных даров является Святой Дух. Именно благодаря Ему мы можем служить друг другу, и особенно участникам нашей группы.

Он объединяет (Ефесянам 4:3). Мы все Божьи дети, и поэтому мы — один народ. Один и тот же Дух объединяет нас и делает все, что перечислено выше. На практике объединить группу возможно только через объединение посредством Святого Духа.

Определение малой группы.

Что такое малая группа для данной отдельной церкви? Это очень важный вопрос.  Определение необходимо, поскольку оно обозначает вид деятельности, которой вы собираетесь заниматься. Разрешите мне определить малую группу как я ее понимаю.  Возможны и другие определения, здесь предложено наиболее общее:

Малая группа внутри церкви – это добровольная, запланированная регулярная встреча людей в количестве от трех до двенадцати, преследующих общие цели взаимного христианского наставления и братства.

Это определение очень содержательно. Давайте, разбирая его слово за словом, раскроем его смысл.

Внутри церкви. Основной интерес для нас представляют малые группы и их служение внутри церкви, тела Христова (Римлянам 12:5), что и отображено в определении. Это уточнение очень важно, потому что можно рассматривать малые группы с точки зрения образования, бизнеса, военных структур, правительства и т.д. Это вполне объяснимо, ведь малые группы – отличный способ усиливать взаимодействия между людьми и их достижения. Тем не менее группы внутри церкви, в отличие от всех остальных, имеют вполне определенные духовное  содержание и цели.  Они существуют и действуют под водительством Святого Духа, используя библейские стандарты и ценности.

Добровольная. Людей невозможно и не нужно заставлять присоединяться к малой группе. Потенциальные участники группы должны входить в нее по своему желанию.  Можно, конечно, говорить, что участие – духовная обязанность каждого, но такая политика “кнута” не приносит долговременных результатов. Нужно знать, понимать, видеть и испытывать на себе практическую ценность от присутствия в группе. Как нельзя принуждать к спасению, так же нельзя и заставлять участвовать в работе группы.

Запланированная встреча. Встречи малых групп планируются заранее, а не оставляются на волю случая. Группы, включенные в определение, характеризуются ясными целями и четкой организацией. В таких группах люди встречаются систематически и по вполне определенным причинам.

Регулярная встреча. Группа может существовать только на бумаге и никогда не встречаться. Такая группа не подпадает под наше определение. Нас интересуют группы, которые встречаются регулярно и часто. Продолжительность, день, время и место встреч группы определяются заранее. Моя группа, например, встречается на полтора часа в с 19:00 до 20:30 в субботу или воскресенье. Другие варианты мы рассмотрим ниже.

В количестве от трех до двенадцати. Размер группы очень важен. Когда в работе группы участвует больше двенадцати человек, становится трудно поддерживать эффективные взаимодействия между ними и осуществлять намеченные цели. Это не значит, что группы, включающие больше двенадцати человек, совершенно неэффективны, однако вероятность успеха уменьшается прямо пропорционально размеру. Группа Иисуса состояла всего из двенадцати человек, кроме Него. Если группа такого размера была достаточной для Бога, нам остается только последовать Его примеру. (К размеру группы мы еще вернемся).

Преследующих общие цели. Цель встречи не должна быть секретом, известным только руководителю, и тайной для всех остальных. Участники группы, идеально подходящей под определение, понимают, принимают и активно способствуют решению общих задач. Цель существования группы известна всем и одобрена ее лидером и остальными участниками. Хотя группа может иметь много целей, основными из них являются следующие две.

Взаимное. Этот аспект определения выражен в известном девизе “один за всех и все за одного”. На каждом участнике группы лежит ответственность за общий успех. Сторонних наблюдателей быть не должно, только активные участники. Участники группы должны чувствовать свою принадлежность к ней, что-то отдавая и что-то получая. И руководитель, и участники группы отвечают за внутригрупповые отношения, процессы, задачи и цели.  Эта общая ответственность особенно важна в двух рассматриваемых ниже обширных областях.

Христианское наставление. Греческие слова oikodomeo (наставлять) и oikodome (наставление) дословно означают “строить” или  “построение”. Если добавить слово “христианский”, то это словосочетание будет означать духовную жизнь верующих. Поэтому, вне зависимости от того, чем занимается группа – евангелизацей, изучением Библии, поклонением, молится или делится друг с другом, — все должно подвигать людей познавать, любить Христа и служить Ему больше и больше. Стандарт установлен Апостолом Павлом. Он поучал, говоря о деятельности, последовавшей в результате объединения церкви в Коринфе: “все сие да будет к назиданию” (1 Коринфянам 14:26).

Братство. В нашем определении братство (koinonia) – это внутренние силы, связывающие участников группы воедино. Я говорю о чем-то большем, чем просто совместное чаепитие. Братство, или общение, в Библии несет идею выражения наших отношений с Христом (1-е Коринфянам 1:9) через объединение с другими верующими. Оно было одной из основных характеристик ранней церкви (Деяния 2:42). В 1 Иоанна 1:7 говорится, что если мы “ходим во свете”, то мы имеем общение друг с другом. Малые группы создают идеальные условия для подобных отношений.

Под наше определение подпадает огромное число видов малых групп и путей их применения. Единственного “правильного” метода или типа группы не существует, но, в то же время, большинство групп в общих чертах соответствуют нашему определению.