Схема структуры власти 1

БОГ
МОИСЕЙ
70 СТАРЕЙШИН, СВЯЩЕННИКИ
ТЫСЯЧЕНАЧАЛЬНИКИ СОТНИКИ
ПЯТИДЕСЯТНИКИ
ДЕСЯТНИКИ

«Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим»

Самым опасным преступлением, по Закону Моисееву, считалось отступление от истинного Бога и идолопоклонство. Естественно, что ничего подобного мы не можем найти в законодательных актах древности других народов с их пантеонами • богов и языческими верованиями и культами. Поэтому всякий, поклоняющийся другим богам, должен был быть истреблен (Исх.22.20; Вт. 17.2-5). Запрещалось даже упоминание имен других богов для сохранения чистоты в мыслях и словах (там же, 23.13). Смерти подлежали и те, которые предлагали другим пойти служить другим богам, будь то даже родственники. Более того, Закон предписывал именно родственникам, как самым близким, а потому самым осведомленным, побивать таковых камнями. В случае же, если целый город послушался бы этих «агитаторов», то весь город подлежал уничтожению (Вт. 13).

Среди народа Израильского не должны были находиться ворожеи, вызывающие мертвых, волшебники, прорицатели, гадатели, вызывающие духов, пророки, говорящие от имени других богов, а также приносящие в жертву другим богам своих детей (Исх.22.18; Лев. 19.31; 20.27; Вт. 18.10-12,20). Принесение в жертву детей было широко распространено среди хананеев. Но Господь требует решительного искоренения этой практики. Поступающие так должны быть преданы смерти. Если этого не сделают люди, то Господь Сам осуществит Свой суд: «И если народ земли не обратит смей своих на человека того, когда он даст из детей своих Молоху, и не умертвит его: то Я обращу лице Мое на человека того и на род его, и истреблю его из народа его, и всех блудящих по следам его, чтобы блудно ходить вслед Молоха» (Лев.20.4-5). Также Господь поступит и с обращающимися к вызывающим мертвых и к волшебникам (там же, ст.6). Смерти был повинен и злословящий Господа (Лев.24.10-23).

«Не делай себе кумира…»

К 1-й заповеди примыкает 2-я, непосредственно запрещающая идолопоклонство (Исх.20.4-5). Господь запрещает делать какое-либо изображение божества для поклонения ему (там же, ст.23). И это была первая заповедь, которую преступил Израиль, сделав себе золотого тельца (Исх.32). Вообще любая попытка изобразить Бога есть преступление против Него, так как она ведет к умалению Его славы, которую мы не в состоянии передать.

Для пресечения практики идолослужения Закон предписывал под страхом смертной казни принесение жертв только у входа в скинию собрания (Лев. 17.1-9). Сделавший изваянного или литого кумира, подлежал проклятию (Вт.27.15).

Мы живем в мире, сотворенном Единым Создателем. Несмотря на многообразие предметов, явлений, сил этого мира, все они подчинены единому замыслу и единому Закону, все они обретают свое единство в Боге. Человек, отрицающий это единство мира, разделяет мир в своем сознании на отдельные части, является идолопоклонником, даже если он не обожествляет литые или изваянные кумиры. Могут возразить, что идолопоклонство кануло в прошлое. Но так ли это?

В древности у римлян был бог Вакх, который считался богом виноделия и которому поклонялись любители хмельного. А разве в жизни современного человека не занимает большое место культ этого же идола? В древности было и другое божество — богиня любви и красоты Венера, поклонение которой сопровождалось ужасающим развратом. А разве сегодня это ушло в прошлое? Многие знают печальную историю с золотым тельцом, которого сделал Аарон и о котором иудеи говорили друг другу: «…вот бог твой…» (Исх.32.4). А разве сегодня не поклоняются многие «золотому тельцу», как своему богу?

Объединить мир в своем сознании — вершина и цель человеческого духовного усилия. Но путь к этой вершине непростой. И люди бесконечно творят все новых и новых кумиров, поклоняются им, делят мир перегородками на части, возвышая одни части над другими и принося им жертвы. Кого только не возводят на пьедестал! «Служители науки», «жрецы искусства», «слуги народа» — все это не только литературные штампы. Мы воспитывались в атмосфере преклонения перед ученымиписателями, артистами и политическими деятелями.

«Век науки и техники», «святое искусство», «национальный суверенитет», «рыночная экономика» — эти идеалы современного идолопоклонства предстают перед нами со страниц газет и журналов, с телевизионных экранов и рекламных щитов. Это — не нападки на науку и искусство. Разнообразна человеческая деятельность, многочисленны и не похожи одна на другую сферы применения человеческого разума, души, рук. И все они одинаково благодатны и составляют гармоничное сочетание, если душа человека объединяет их и направляет на служение единому Творцу, Чья слава наполняет весь мир.

Закон Моисеев содержит множество предписаний против идолопоклонства, но ни одного против атеизма. Значит ли это, что он рассматривает атеизм, которым поражен весь современный мир, как невинное, нейтральное явление? Нет! Когда человек восстает против Бога и объявляет себя абсолютно свободным, то эта свобода — не более, чем иллюзия. Очень скоро человек воздвигнет себе какого-либо идола. Не безверие сменяет веру в Бога, а идол, порабощающий и иссушающий человеческую душу. Это может быть и кто-либо из людей, слепо превозносимых и являющихся объектом неоправданных надежд и упований, чему мы все являемся свидетелями, когда наши соотечественники возлагают свои надежды на «строгого правителя», «честное правительство» и «новый парламент». А может быть и сам индивидуум, если он помещает самого себя в центр своей жизни и полагается только на себя, что мы также видим сплошь в рядом.

«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно…»

Эта заповедь, как и 1-я и 2-я, была направлена на сохранение истинного богопочитания в Израильском народе, на недопущение профанации имени Господа. В то же время, говоря о ней, отчетливо видно, что исполнение Закона контролировалось не только и не столько какими-либо общественными институтами, сколько Самим Господом и совестью человека (ср. с 10-й заповедью). Поэтому мы не находим в Библии дальнейшего ее развития -впрочем, как и описания примера какого-либо человеческого суда за нарушение этой заповеди.

«Помни день субботний, чтобы святить его»

Почитание Бога и работа были едины в одном целостном течении жизни, которая должна была соответствовать воле Божией и быть освященной ею. В основе Закона лежало то, что Господь являлся Богом Израиля, и поэтому жизнь Его народа должна была определяться Его святостью.

Чтобы понять четвертую заповедь, данную Богом на Синае, мы должны знать, что слово «суббота» происходит от еврейского «шаббат», что означает «покой». Значит, на еврейском языке четвертая заповедь звучит так: «Помни день покоя… шесть дней работай, и делай всякие дела твои;а день седьмой — день покоя — Господу Богу твоему…» (Исх.20.8-10).

4-я заповедь — это заповедь труда отдыха. Она напоминает нам, что надо шесть дней работать, а также иметь один день отдыха в неделю. Эта заповедь дана на благо человека, его семьи, человеческого общества. Отдых нужен нашему телу, рабочему человеку, даже скоту после шести дней работы. Эта заповедь обязывает каждого трудоспособного человека трудиться, не быть тунеядцем. Но человеку нужен не только труд, но и отдых для тела и души, и поэтому Бог устанавливает шесть дней труда и один день отдыха. Но этот день принадлежит Ему, он посвящен Ему, а не безделью.