Схема структуры власти 2

Еженедельная суббота, как день покоя, была обязательна не только для евреев, но и для всех, проживающих на территории, занятой народом Израильским (Исх.20.8-11, ср.Исх.23.12; 35.3). Ослушание каралось смертью (Исх.31.13-15; 35.2. Чис, 15.32-36).

Кроме субботы, Господом для народа Израильского были определены семь ежегодных праздников, также являвшихся днями покоя:

1) Пасха;

2) Праздник опресноков;

3) Праздник первых плодов;

4) Праздник потрясания снопов;

5) Праздник труб;

6) День очищения (в который, подобно субботе, под страхом смерти запрещалось заниматься какими бы то ни было делами);

7) Праздник кущей. (Исх.23.14-17. Лев.23).

Заметим, что праздники первых плодов, потрясания снопов и кущей были установлены на будущее, когда Израиль начал оседлую жизнь (Лев.23.10).

Заповедь Закона Божьего повелевает свято проводить праздничное время, не предаваться греховным удовольствиям, но всецело посвящать свободное время на служение Господу словом, делом, достойным поведением и всем существом. И в исполнении этого также проявляется доверие Господу. Многие люди посвящают все семь дней недели только себе, трудясь в поте лица, но не испытывая при этом никакого благословения. Талмуд, подчеркивая экстраординарную важность этой заповеди, говорит о том, что исполняющий ее, как бы исполняет весь Закон, а отвергающий ее, весь Закон тем самым отрицает, отрицает факт сотворения мира, власть Творца над всем, само существование Бога.

То же можно сказать и в отношении праздников. Их соблюдение было свидетельством памяти Израиля об истории спасения, в ходе которой Господь призвал его как Свой народ, и принятием того факта, что от Него зависит само существование Израиля; тем самым Израиль посвящал всю свою общественную жизнь Богу. Сам год становился свидетельством о Господе времени и истории. Но праздники и были установлены Богом, а не людьми, покоились на Его авторитете. Только Господь, обладает авторитетом вводить и учреждать праздники. Ни в Ветхом, ни в Новом Завете Бог не давал когда-либо людям полномочий определять и вводить праздники. И поэтому праздники, были призваны к прославлению Господа.

В книге «Левит» мы читаем: «И объявил Моисей сынам Израилевым о праздниках Господних» (Лев.23.44). Таков был первоначальный истинный характер этих праздников. Но в Евангелии от Иоанна (7.2) она названы «праздниками Иудейскими». Давно они уже перестали быть праздниками Иеговы. В этом заключается серьезное поучение для нас.

Правила седьмого года распространялись на рабов из числа евреев (Исх.21.1-11; Лев.25; Вт.15.12-18). По Закону, рабом становился еврей за неуплату долга (Лев.25.39) и вор, который, будучи пойманным, был не в» состоянии заплатить за похищенное (Исх.22.3). В данном случае под седьмым понимался не субботний год, а седьмой с момента продажи (В законах Хаммурапи этот срок был определен в 3 года (п. 117)). При отпущении раба на свободу хозяин должен был обеспечить его всем необходимым для свободной жизни («Когда же будешь отпускать его от себя на свободу, не отпусти его с пустыми руками; но снабди его от стад твоих, от гумна твоего и от точила твоего» — Вт.15.13-14), так как «…он в шесть лет заработал тебе вдвое против платы наемника…» (там же, ст. 18). Если еврей попадал в рабство вместе с женою, то и освобождение распространялось на них обоих, в случае же, если жена была дарована ему господином уже во время рабства, то освобождение касалось лично его, а семья должна была остаться в собственности господина (Исх.21.3-4). Раб имел право остаться у господина, в этом случае господин должен был в присутствии судей совершить особую процедуру, по совершению которой раб, пожелавший остаться, попадал в вечное рабство (там же, ст. 5-6). Это «вечное рабство» продолжалось до юбилейного пятидесятого года (Лев.25.10, 40-41).

Особые правила существовали для рабынь-наложниц. Она могла быть выкуплена (только евреем), обручена сыну господина, не должна была лишаться прав жены и средств существования при наличии других жен,, появившихся позже. В противном случае она получала право уйти от своего хозяина без выкупа (Исх.21.7-11).

Рабов из числа евреев запрещалось продавать (Лев.25.42). В случае, если раб продавался в рабство иноплеменнику, его могли выкупить его родственники или же он обретал свободу в юбилейный год (там же, ст.47-55).

Но эти льготные условия не распространялись на рабов иноплеменников, которые считались собственностью господина с правом их продажи, передачи по наследству, вечного владения (ст.42-46).

Закон, милостиво относясь к рабам, наделял их правом убежища. Так, запрещалась выдача беглых рабов их господам (Вт.23.15-16), в то время как законы Хаммурапи гласили: «Если человек укроет в своем доме беглого раба или рабыню, принадлежащих дворцу или мушкенуму (неполноправному свободному человеку. — .Ю.Р.), и не выведет их на клич глашатая, то этого хозяина дома должно убить» (п. 16) (15].

Закон требовал от нанимателя справедливости в отношениях с наемниками: «Не обижай ближнего твоего, и не грабительствуй» (Лев. 19.13;

Вт.24.14-15) и защищал права «бедных и пришельцев» (Лев. 19.9-10). Бог заботился и о них и хотел, чтобы и народ Его также о них позаботился. В наше время обострения социального неравенства современным нуворишам нужно бы помнить об этом. И не только им: часто иностранцы и иммигранты легко становятся объектом социальной несправедливости в предрассудков.

Закон предусматривал три исключения из всеобщей воинской повинности

(Вт.20.5-8). Исключение делалось для построивших новый дом и еще не живших в нем, для насадивших виноградник и еще не пользовавшихся им, а также для обручившихся с женою, но еще не бывших с нею в супружеской связи. Причем на последнюю категорию освобождение от военной службы распространялось в течение одного года с момента свадьбы (Вт.24.5). Также от участия в военных действиях освобождались робкие и малодушные, причем это делалось для сохранения высокого боевого духа израильского войска (Вт.20.8).

«Почитай отца твоего и мать твою»

Брак и семья в Израильском народе охранялись заповедями о почитании — родителей и недопущении прелюбодеяния. Ни один другой правовой документ древности не уделяет столько внимания вопросам брака и семьи, как это делает Закон Моисеев. Уже в Десятисловии 5-я заповедь гласит:

«Почитай отца твоего и мать твою…» (Исх.20.12). То, что заповедь о почитании родителей является первой среди заповедей этических, то есть говорящих об отношениях между людьми, указывает на ее чрезвычайную важность и значимость. Общество может быть расколото и даже разрушено противоречиями и враждой поколений. Здесь не говорится о любви к родителям или о безропотном подчинении их воле. Этого нельзя требовать: уважение, любовь нужно заслужить. Иное дело — почитание родителей, которое есть необходимейший элемент цельности всякого народа. Шульхан Арух — свод еврейского закона — отвечает на вопрос: «В чем именно это почитание должно выражаться?» — следующим образом: «Сын должен кормить и поить родителей, одевать их, вводить и выводить их» [10, с.63]. Эта заповедь распространяется не только на детей, но также на жен и мужей. Она служила основой для почитания старших вообще (Лев. 19.32).

История всех веков свидетельствует о том, что исполнение заповеди почитания родителей приносит благословение семье и народу, о чем говорится и в самой заповеди (Исх.20.12).

Заповедь почитания включает и заповедь послушания. А послушание родителям означает послушание общественным установлениям, начиная с ежедневного общения и кончая богослужениями. Нарушая эти установления, сын приносит в семью конфликт, последствия которого распространяются на всех окружающих. Преступление заповеди почитания родителей порождает не только виновных сыновей и страдающих отцов, но навлекает суд Божий на весь народ.

Всякое противодействие родителям считалось ненормальным и подлежало наказанию, поскольку это разрушало целостность социальной организации общества. Такое асоциальное, презрительное по отношению к родителям поведение неизбежно влечет за собой тяжкие последствия, разрушающие социальные связи с родительским обществом.

В Писании семья является краеугольным камнем общественной структуры. Современный человек все еще далек от такого понимания, но, кажется, начинает потихоньку вновь приближаться к нему. Независимо от религиозных взглядов, ребенок не должен забывать, что он обязан своим родителям появлением на свет. Даже сегодня, когда семья оставляет желать много лучшего, уже одна мысль, что все в нашей натуре и складе ума мы получили от наших родителей, должна исполнить нас глубокого уважения к ним.

Нарушение этой заповеди как словом, так и действием влекло смертную казнь для виновного (Исх.21.15, 17; Лев.20.9, ср. Вт. 21.18-21), он находился под проклятием (Вт.27.16). По иному пути пошел автор законов Хаммурапи:

п. 168. Если человек вознамерится изгнать своего сына и скажет судьям: «Я изгоню моего сына», то судьи должны исследовать его дело, и если сын не совершил тяжкого греха. достаточного для лишения его наследства, то отец не может лишить его наследства.

п. 169. Если он совершил по отношению к отцу тяжкий грех, достаточный для лишения его наследства, они должны на первый раз простить его; если же он совершил тяжкий грех во второй раз, то отец может лишить своего сына наследства.

п. 192. Если приемный сын евнуха или приемный сын зикрум (жрицы, занимавшейся священной проституцией. — Ю.Р.) скажет своему отцу, вырастившему его, или матери, вырастившей его: «Ты — не мой отец» или «Ты — не моя мать», то ему должно отрезать язык.

п. 195. Если сын ударит своего отца, то ему должно отрезать пальцы» (15].

Хотя в данном случае Закон Моисеев более суров, но это оправданная Суровость, необходимая для сохранения нормальных отношений между поколениями и для сохранения всего общества.

«Не прелюбодействуй»

Заповедь «не прелюбодействуй» — начало пути к освящению брака, семьи, потомства, важное условие действительной, а не формальной духовной связи родителей с детьми — словом, всего того, исчезновение чего мы сегодня так часто и горячо оплакиваем. Эта заповедь имеет три задачи:

оградить брак и семью от разрушения грехом прелюбодеяния, предотвратить грех незаконного сожительства и побудить человека к сохранению в чистоте своего сердца и мыслей.

Вера Израиля относительно значения половых отношений была несравненно выше взглядов их соседей и даже выше представлений современного общества. Израиль видел в половых отношениях творение Божие и Его средство для единения мужа и жены и для деторождения. Половая жизнь — это благословение Божие для мужчины и женщины, средство и способ реализации любви и плодовитости. Супружество есть специальная форма сексуальной совместной жизни Существует сексуальная потребность и существует инстанция, регулирующая удовлетворение этой потребности. Пред Господом каждое сексуальное общение трактуется как супружеская связь и ответственность. Как дар Божий, половая жизнь находится под Его эгидой в регулируется Его заповедями. Закон настойчиво запрещает всякую беспорядочность половых отношений, направляемых похотью и угрожающих семье, а также все то, что может возбудить эту похоть. Подрывать институт брака — значит, подрывать саму структуру общества.

Упоминание об этой заповеди всегда вызывает веселое оживление. А между тем, веселиться нечего. Мы живем в век, когда мужчине или женщине, не имеющим «подружки» или «друга», не о чем рассказать на работе, когда книги и журналы — наш «духовный хлеб» — полны историй про «красивую жизнь», когда фильм без сцены полового акта считается устаревшим. Мы живем в эпоху, когда самодовольный современный человек все больше и больше погружается в самое безобразное кровосмешение, возвращается к дикой беспорядочной половой жизни далеких предков, восхищается половыми извращениями и смакует их, считая это «вершиной развития».

Разрушается семья — основа человеческого существования. Все мы читаем статистические данные о браках и разводах, но посмотрите вокруг — как болят, кровоточат души и сердца тех людей, которые нас окружают. Легкомысленное отношение к браку и к обязанностям, из него вытекающим, разводы, сломанные судьбы, несчастные дети. Манимый иллюзорной «свободой», современный человек вывернул наизнанку свою душу, распахнул двери своего сердца, и оно наполнилось ледяной пустотой.