Разные течения в Исламе

Хотя ссылка на Коран способствует единству всего ислама, к чему стремятся мусульмане, в исламе, как и в других религиях, существуют различные течения, разногласия и внутренние деления, причина которых чаще кроется в соперничестве политических интересов или личных амбиций, чем религиозных вопросах.[1]

Неопределенность Корана  и сунны во многих вопросах и отсутствие в исламе института узаконения религиозных догм обусловили возникновение расхождений и противоречий по основам мусульманского вероучения. Идейные расхождения с течением времени стали неотъемлемой чертой ислама.[2]

На протяжении всей истории мы видим распространение конфликтов, в которых причудливо смешались политические и религиозные факторы, и не всегда можно было определить, какие факторы преобладают. Политическое соперничество, таким образом, чаще всего оправдывается и объясняется религиозными мотивами, которые остаются и после исчезновения политической проблемы, оставляя часто глубокий след в самом исламе.

Есть три большие группы в исламе весьма неравной значимости:

?      Суннизм – 80%

?      Шиизм – 10%

?      Хариджизм

Главное, что разделяет эти группы, — вопрос о законности халифа, призванного

руководить мусульманской общиной и являющегося преемником пророка Магомета.

Сунниты считают преемниками пророка и его соратников. В свою очередь их приемники назначались различными способами – вплоть до наследственного халифата.

Для шиитов эта законность связывается с потомками пророка или его зятя Али.

Хариджиты считают, что любой добродетельный верующий может руководить общиной, если она его назначит.

Эти разногласия в вопросе о законности датируются первыми годами ислама: 657г. – битва при Саллине, когда сторонники Али, зятя пророка Магомета, четвертого халифа, сражались против Муави, правителя Сирии, назначенного третьим халифом Османом, которого Али хотел сместить. Во время битвы, когда преимущество, казалось, было на стороне Али, сторонники Муавии попросили перемирия, прикрепив к копьям листы со стихами из Корана. Поэтому благочестивые воины Али отказались атаковать противника. Али согласился на Третейский суд, на время которого было заключено перемирие, и на проведение новых выборов, что было равнозначно отречению от законной власти. Благочестивые воины, ужаснувшись решению Али, стали покидать ряды его армии и получили имя «хариджиты». Некоторые остались сторонниками Али. Это шииты («шиа» — означает присоединяться). Остальные сунниты (от «сунна» — путь, пример).[3]

Уже через три десятилетия после смерти Мухамада в умме происходит раскол на религиозно-политические группировки. Группа сподвижников Мухаммада выступила против правления халифов, не принадлежащих семье Мухаммада (Абу-Бакра, Умара, Усмана), которых они называли узурпаторами, и потребовали передачи власти Али бен Аби Талибу, двоюродному брату пророка. Эта группировка стала ядром будущего шиитского движения в исламе (арабск. ши’а — партия). Шииты ревностно оберегают идею исключительности самого Али, убитого в 661 году, и прав на власть именно его потомков.[4]

Мусульмане-шииты утверждают, что Пророк всегда считал Али своим преемником и заявил об этом на собрании Гадир Кума, и хотя Али участвовал в похоронах Мухаммада, власть все же досталась близкому другу Пророка Абу Бакру (отцу любимой жены Пророка Айши, которая враждебно относилась к Али).[5]

С тех пор, как халифат перешел под власть Муавии и других Омейядов, которые не были прямыми потомками Пророка, шииты не переставали лелеять надежду заменить их и возвести на трон Объединенной исламской империи истинного потомка Мухаммада.[6]

Али был назван имамом (арабск. амма – руководить, стоять впереди), предопределенным Аллахом. Шиитская доктрина имамата, как института духовного руководства в исламе, отличается от доктрин других исламских партий. Имамат у шеитов – это непрекращающееся божественное руководство уммы через наследников Алли. В понимании мусульман-шиитов пророческий дух Мухаммада передодит от имама к имаму по наследству. Шииты верят в посредничество имама между людьми и Аллахом. Они считают, что имамы из рода Али – единственно законные, полномочные наместники Аллаха на земле, наделенные сокровенным знанием и высшим откровением. Имам Али в представлении шиитов превосходит по святости самого Мухаммада. Шииты приписывают Аллаху слова, с которыми он якобы обратился к пророку Мухаммаду: «Если бы не было тебя, я не создал бы мира, если бы не было Али, я не создал бы тебя».[7]

В народных обычаях вера в чуть ли ни Божественное происхождение имама оставила свои следы: некоторые склонны думать, что последний имам является время от времени на землю. Он кажется им настолько всесильным и всемогущим, что они обращаются к нему с просьбами, или посланиями, помещая их, например, в бутылку и бросая в море или на дно колодца, будучи убеждены, что имам сможет с ними ознакомиться. Но это больше народные поверья, чем официальный шиизм.

Именно борьба за власть кажется наиболее очевидной причиной разрыва между суннизмом и шиизмом. Однако, вопрос о законности власти сегодня отошел в прошлое, и разногласия между этими двумя формами ислама отныне носят вероучительный характер: они напоминают те разногласия, которые существуют между католиками и протестантами.

Различия между двумя направлениями касаются следующих основных положений:

шииты сунниты
1. Ставят во главе общины верующих имама (букв.: «тот, кто впереди»). Его функция одновременно и религиозная и политическая. Халиф облечен только временной властью – контролировать соблюдение исламского закона. Имам получает откровение, чтобы толковать и применять этот закон.
2. Имам – потомок пророка и его зятя Али. это человек, обладающий сверхъестественными качествами, благодаря этому родству; его власть и решения – непогрешимы. Имам – тот, кто предстоит во время молитвы  в мечети (часто на одну мечеть приходится несколько имамов). Имам – простой верующий, избранный за свою образованность и моральные качества, однако его роль ни сверхъестественна, ни священна.
3. Историческое потомство шиитских имамов оборвалось на 12-м имаме Мухаммеде аль-Гаване, которого не стало в IХ в. Он не умер, а был сокрыт от глаз людей и вернется в свое время. Шииты ожидают возвращение последнего имама – Махди, как евреи ждут Мессию. Нет эквивалента в суннизме.

В отличии от суннитов шииты:

?      Верят в провидение Божие.

?      Отрицают предопределение судьбы.

?      Иная форма призыва на молитву, иной ритуал омовения перед молитвой.

?      Признают обычай временного брака (мута), отмененный пророком, первоначально допускавшим оный. Мута – юридический термин, относящийся к пользованию … имуществом. Заручившись этой посылкой, шиизм, особенно иранский, допускает брак, иногда очень непродолжительный, зарегистрированный муллой за приличное вознаграждение.

?      Весьма ревностно и с изрядной долей суеверия поклоняются святыням и гробницам имамов.

?      Позволяется скрывать свою веру (такийа) во избежание преследования и страданий, а также в словопрениях с суннитами, в случаях особого риска для личности. Так как никогда не знаешь чему подвергаешься, это разрешение воспринято в Иране с восторгом, даже вне религиозной сферы.

?      Трактовка Корана более аллегорическая, чем у суннитов. Имам, преемник пророка, является хранителем тайного знания, которое позволяет ему толковать религию.

?      Кроме того, шиитские богословы считают, что в каноническом Коране не достает суры «Два светила», которую халиф Усман не позволил включить в общий текст Корана по политическим соображениям. В этой суре, имеющей хождение в среде шиитов, Али воспевается наряду с Мухаммадом.[8] Имам Али получил пророческую душу от самого Аллаха, поэтому шииты наряду с Сунной, рассказывающей о поступках и словах Мухаммада, имеют собственное предание – ахбар, включающее мудрые изречения, письма имама Али, свидетельства о его жизни. Это собрание считается авторитетнейшим источником шиитского вероучения.[9]

?      Особенность шиизма в том, что у них есть существование духовенства, в состав которого входят муллы, ходжат оль-исламы и аятоллы.[10] Шииты отвергают суннитский принцип «единодушного мнения общины» – иджму и заменяют его учением об имаме – духовном вожде, ведущим свое происхождение от Али. Они верят, что выбор имама божественно предопределен рождением, исключающим всякую возможность ошибок, свойственных человеку. Неотъемлемым достоинством имама, по их мнению, является его божественная, сверхчеловеческая, непогрешимая сущность.[11]

?      Наиболее явственно отличает шиизм от суннизма – впечатление душераздирающей скорби, исходящей из шиитских религиозных «праздников». В частности, поминовение мученика Хусейна 10-го числа лунного месяца мохарама сопровождается мрачными процессиями с плачем, стенаниями и самобичеванием. Это признак набожности, свидетельствующий таким образом о превратностях судьбы.

?      Доктрина шиитов коренным образом отличается от суннизма своей верой в скрытый смысл религии, якобы доступный только высшим умам. Полнота этого знания доступна имаму. [12]

Из 93 млн. шиитов 39 млн. живут в Иране. Это единственная, почти полностью шиитская страна – 93% населения. Поэтому нет ничего удивительного в том, что иранский (персидский) менталитет, очень отличающийся от арабского, оставил свою печать на шиизме. Иранский шиизм играет значительную роль в защите от арабизации. Не следует забывать, что соперничество, а иногда неприязнь всегда проявлялись в отношениях между арабами и персами. Оба народа, кроме ислама имеют мало общего: они принадлежат к различным языковым группам (семитской и индоевропейской), а их культура очень индивидуальна. Несмотря на сильную арабизацию своего словаря и исламизацию образа жизни, Иран сохраняет свою оригинальность даже в религиозных обрядах.[13]

Несмотря на всю важность, характерные особенности шиизма не являются очевидными в повседневной жизни верующего. Мусульманином является тот, кто верит в единичность Бога, в мисссию пророка и в Откровение слова Божьего в Коране. Обязанности, вытекающие из него, — молитва, пост, милостыня и паломничество – одинаковы для всех верующих. Следовательно, внешне шиит ведет себя как мусульманин-суннит, и не существует никакого разделения, например в мечетях, или во время паломничества в Мекку.

Шиита можно узнать по следующему признаку:

?      Во время молитвы он падает ниц.

?      Касается лбом не непосредственно ковра для молитвы, а камня Кирбелла (разновидность маленького кирпичика размером с пластинку домино, на котором выгравирован силуэт мечети города Кирбелла, расположенного южнее Багдада). Именно в этом городе был убит Хусейн (Хусаин), сын Али, третий шиитский имам.[14]

По мере дальнейшего разветвления и дробления рода Али, среди шиитов также

начались разделения по вопросу власти и значения имамов.[15] Чтобы завершить краткое описание характерных особенностей шиизма, стоит сказать, что эта форма ислама породила множество рационалистических богословских спекуляций вполне в духе склонности иранцев к интеллектуализму. Шиизм служит благодатной почвой для расцвета элитарных движений, вдохновляемых идеями символизма и эзотеризма. Среди этих движений одни остаются в шиитской ортодоксии, но ищут мистического прихода Бога, а другие образовали совершенно самостоятельные направления, формально примыкающие к исламу, но глубоко самобытные. Три из этих направлений сегодня еще сохраняют свое влияние:

?      Исмалиты

?      Алауиты

?      Друзы[16]

Шииты полагают, что суннитский ислам вовсе не является истинным исламом, но выдумкой изнеженных, светских, омейядских халифов, поддержанных выдающимися, но несколько педантичными правоведами IХ – Х столетий нашей эры. А вот шиитский ислам, древнее суннитского и строже придерживается политических установлений пророка и первых четырех халифов. Сунниты, отвергая это предположение, в свою очередь заявляют, что именно они представляют настоящий ислам, который практически терпим и сострадателен, а вот шииты в поисках личного очищения и в своей приверженности метафизике, как раз и представляют ту форму ислама, которая известна своей нетерпимостью, теоретизированием и экстремизмом. Шииты, рассматриваемые на Западе, как главные возмутители спокойствия, не могут согласиться с существующим положением вещей, направленным против их принципов. Приверженцы шиизма, проповедующие революцию и мученичество, стали зачинателями многих восстаний и гражданских войн. Противники шиитов считают их фанатиками и террористами, которые истолковывают слова Корана о джихаде в выгодном для них смысле и прилагают все свои силы к очищению мира от дьявольской скверны и обращению оного в ислам. (Запад у шиитов называется не иначе, как «Великий сатана»).[17]

Шииты являются одной из крупнейших мусульманских деноминаций, их исторический конфликт с суннитами – серьезнейший фактор, разделяющий умму на непримиримые группы.[18]

Библиография

Акбаров Х. Вчера и сегодня. – Минск: Пикорп, 1997.

Максуд Р. Ислам. – М.: Фаир-Пресс, 1998. – С. 41.

Малерб М. Религии человечества. – М. – СПб: Рудомино, Университетская книга, 1997.

Энциклопедия для детей. Гл. редактор Аксенова М.  – М.: Аванта, 2000. – Т.6: Религии мира.Ч.2.


[1] Малерб М. Религии человечества. – М. – СПб: Рудомино, Университетская книга, 1997. – С.177.

[2] Акбаров Х. Вчера и сегодня. – Минск: Пикорп, 1997. – С. 118.

[3] Малерб М. Религии человечества. – С.178.

[4] Акбаров Х. Вчера и сегодня. – С. 121.

[5] Максуд Р. Ислам. – М.: Фаир-Пресс, 1998. – С. 41.

[6] Максуд Р. Ислам. – С. 41.

[7] Акбаров Х. Вчера и сегодня. – С. 121.

[8] Акбаров Х. Вчера и сегодня. – С. 121.

[9] Энциклопедия для детей. Гл. редактор Аксенова М.  – М.: Аванта, 2000. – Т.6: Религии мира.Ч.2. – С.481.

[10] Малерб М. Религии человечества. – С.182.

[11] Максуд Р. Ислам. – С. 41.

[12] Малерб М. Религии человечества. – С.184.

[13] Малерб М. Религии человечества. – С.182.

[14] Малерб М. Религии человечества. – С.183.

[15] Акбаров Х. Вчера и сегодня. – С. 122.

[16] Малерб М. Религии человечества. – С.184.

[17] Максуд Р. Ислам. – С. 41.

[18] Акбаров Х. Вчера и сегодня. – С. 122.