Человек в Едемском саду

Человек и ностальгия по раю

Об Едемском саде человек вспоминает с недоумением и глубокой печалью. Воспоминания о потерянном рае коренятся в глубинах человеческой души, бередя ее горестными размышлениями. Совершаются экскурсии в Едемское прошлое, чтобы понять причины драматических событий, страшные последствия которых мы, ныне живущие, испытываем на себе по сей день.

Как известно, в Едеме на востоке насадил Бог рай, куда поместил самое драгоценное свое творение — человека. Обо всем позаботился Господь Бог, чтобы человеку там было хорошо, даже избавил от одиночества, создав кость от костей, плоть от плоти его — помощника, жену. Картина, нарисованная во второй главе Бытия, не может никого оставить безучастным и равнодушным. В ней — трогательная любовь Отца к человеку, бесконечная забота о нем. Он отдал ему всю власть над Своим созданием, устройство которого мы даже не можем постигнуть. Разве это не доказательство Его безграничной любви? Никаких условий, никаких запретов взамен, кроме одного. «От всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Быт. 2:16–17).

Загадочное дерево познания добра и зла, произраставшее в раю, рождает у нас самые противоречивые мысли. Ведь Библия, особенно ее начало — это лаконичная стенограмма, дающая простор фантазии, провоцирующая на всевозможные толкования. Логично предположить, что дерево, судя по его названию, содержало в себе как добро, так и зло. То есть зло было заложено в недра творения и являлось частью Божественного замысла, но до поры до времени находилось в неактивном состоянии. Отсюда теория, что замысел Бога состоял в том, чтобы испытать человека, проверить его на прочность, преданность и верность в любви. Но эта теория не выдерживает критики, если знать, что «Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» (Иак. 1:13).

Зачем Богу было искушать Своих детей, если Он и так знал всю их духовную немощь и непрочность, полную зависимость от Творца. Бог в принципе не мог искушать первых людей неповиновением, непослушанием Себе. Это, как ясно сказано в Библии, делал сатана — враг Бога и людей. Дьявол, сатана — падший ангел, который тоже не был создан злым существом; он стал таковым, когда по своей собственной воле лишил себя высокого положения.

Человек слушает змея

Счастливые обитатели Едемского сада сами по себе вряд ли нарушили бы запрет Бога. Плоды запретного дерева нисколько не интересовали их до той поры, пока в саду не появился змей. Так и хочется сказать «вполз», но дело в том, что в сад сатана вошел своими ногами, ползать он стал потом, когда Бог проклял его за то, что ему удалось-таки совершить свое черное дело.

Впрочем, ползал он тогда или ходил не имеет принципиального значения. Для нас важно знать, что к тому времени сатана был уже падшим ангелом, противником Бога и людей. Он не пытался обмануть Адама. Он отлично знал, что только жену его, которая, надо заметить, тогда еще имени не имела, может склонить к тому, чтобы она ослушалась Бога. Змей не искушал Евы, потому что Евы тогда не было. Была просто жена, более любопытная, доверчивая и тщеславная, чем ее муж. Только жену можно увлечь красивой сказкой, что для нее и ее мужа существует фантастическая возможность стать богами и изведать что-то такое, без чего жизнь кажется серой и скучной.

Змей не нападает и не насилует ее, а всего лишь вопрошает: «подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» И этого оказывается достаточно для трагедии. В крохотной частице «ли» вся история людского грехопадения. Жена, хотя и твердо знала ответ, только на минуту усомнились в справедливости запрета. Этого оказалось достаточно, чтобы все в ее голове спуталось и она сделала то, чего делать было нельзя. Она только на секунду засомневалась в истинности слов Бога и тут же совершилось предательство. Жена ела запретные плоды и мужу дала есть, после чего исполнилось то, о чем Бог предупреждал, — в жизнь людей вошел грех. Неверие Богу обернулось сопротивлением Ему. Сопротивление Богу тут же вызвало смерть — расплату за содеянный грех, о возможности которой люди были предупреждены.

Человек умирает духовно и физически

Вкусив запретного плода дерева познания добра и зла, люди смертию умерли. Но не физической, Адам жил как человек девятьсот тридцать лет. Наоборот, именно в это время человек приобрел тот вид физического тела, который мы имеем теперь. «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные, и одел их» (Быт. 3:21). После того как человеческое тело было снабжено кожей и всем необходимым, чтобы жить на проклятой, полной опасностей земле, «…выслал его Господь Бог из сада Едемского» (Быт. 3:23).

Произошли еще два важнейших события. Из духовного сосуда человека ушла живая вода Духа Божьего, которая наполняла его до грехопадения. Этот сосуд, как мы знаем, был предназначен только для Создателя; Бог один хотел обитать в нем Своим Духом. Человек согрешил, ослушался заповеди Божьей, и тут же, как сказал Бог, умер. В момент грехопадения он умер не физически, а духовно — Дух Божий, живая вода оставили сосуд, покинули внутреннего человека. Их место заняла мертвая вода греха, духи противления Богу. Их множество, нечистых духов, которые, обитая во внутреннем сосуде, стараются поработить человека и руководить его жизнью, все держать под своим контролем. Сосуд наполнился мертвой водой греха, человек для Бога стал духовно мертвым.

Осталось ли что-то Божеское в душе человека? Да, образ и подобие Его, искра Божья, из которой может вспыхнуть очистительное пламя Святого Духа, «разделяющиеся языки, как бы огненные» (Деян. 2:3). Осталась совесть как напоминание об установлениях Божьих и залог праведного поведения (Рим. 2:15).

Духовность человека в жестоком мире

Возвращаясь к нашему разговору о «духовности», мы можем теперь со всей уверенностью сказать, что бездуховной жизни нет — внутренний наш сосуд всегда наполнен и пустым, бездуховным не бывает. Другое дело, чем он наполнен, какие духи чувствуют там себя хозяевами. О том, что сосуд не может быть пустым, говорится в 11 главе Евангелия от Луки. Иисус, отвечая на вопросы искушавших его по поводу того, чьей силой, бесовской или Божьей, Он изгоняет бесов, говорит притчу о человеке, из которого вышел нечистый дух. «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: «Возвращусь в дом мой, откуда вышел». И, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; — и бывает для человека того последнее хуже первого» (Лк. 11:24–26).

В этом отрывке речь идет все время о нечистом духе, и человек остается как бы в тени. Однако совершенно очевидно, что после оставления внутреннего сосуда злыми духами, человек не позаботился о том, чтобы наполнить его духом Христа, недвусмысленно сказавшего перед этим: «Кто не со Мною, тот против Меня» (Лк. 11:23). Жесткая альтернатива, которая показывает: духовный сосуд человека не может оставаться пустым, и если человек не принимает Христа, не стремится наполнить сосуд Духом Божьим, то становится тут же противником Господа, предоставляя предназначенное Христу место злым духам. Те с великой радостью занимают пустой сосуд, и вред от этого, как говорит Библия, бывает еще большим, чем в начале.

Проблема духовной жажды — это все тот же разговор о наполнении нашего внутреннего сосуда. Когда человек жил в мире с Богом, Дух Божий наполнял его внутреннюю духовную чашу, и человек был по-настоящему напоен, его душа наполнена, удовлетворена и счастлива. Память об этой наполненности жива в глубинах человеческой души, называемых современными психологами бессознательным. Отвергнув Бога, решив положиться на свой собственный ум (попробовать плодов дерева знания), жить своим разумением, человек пытается напоить чем-то «хорошим» свой вечно жаждущий внутренний сосуд. Он без конца ищет и экспериментирует, отсюда столько теорий, философий, учений, человеческих умствований… Но сосуд, как дырявое корыто, не может наполниться, вечно пустой — ничто из богатого наследия человеческой мысли не принесло человеку того самого удовлетворения и ощущения полноты, которые до греха просто и без упреков давал Бог.

Истинное богатство в Боге — Создателе

Ничто не может дать истинного блаженства и счастья душе, кроме Духа Божьего, когда Он обитает в ней. Все другие напитки — суррогаты, которые изобретает сатана, вроде пепси и прочих прохладительных напитков. Они содержат всякие бодрящие вещества, которые поначалу бодрят и освежают, но довольно скоро еще сильнее хочется пить. И как бы долго такие искусственные наполнители ни приносили человеку иллюзию блаженства, рано или поздно душа затоскует по живительной воде, настоящей, родниковой. Именно о ней и говорил Иисус измученной женщине у колодца, что пьющий такую воду никогда не будет больше жаждать.

На том же и псалмопевец настаивает: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» (Пс. 41:2) Душа желает вернуться к чистому незамутненному источнику Божьей благодати, но путь познания добра и зла водит ее по безводной пустыне.

Другое важное последствие грехопадения: человек потерял Божье благословение, которое имел как нечто само собой разумеющееся. Раньше Бог обеспечивал человека всем необходимым, заботливо окутывая его Своей любовью. Предав Бога, человек навлек на свою голову Божье проклятие и взял всю заботу о поддержании своей жизни на себя. Он столкнулся с проклятием и был поставлен один на один с проклятым миром, где вынужден трудиться в поте лица своего, избегать опасностей, испытывать лишения. Он сделал зло активным. Зло стало распространяться по всей земле, угрожая уничтожить все окружающее.

Зло имеет вполне материальные корни, в мире катастрофически не хватает природных, особенно энергетических ресурсов, они стремительно истощаются. Отсюда распри, кровавые войны, убийства, воровство, подлог — мера греха растет. Чем больше человек стремится поддержать свою жизнь, тем больше он скатывается в пропасть греха. Войны за нефтяную трубу, в которых потоками льется кровь не только солдат, но и невинных мирных жителей, считаются справедливыми и славными. Такие войны в последнее время распространены повсеместно и, надо думать, со временем станут еще более ожесточенными.

Продолжая разговор о зле, его природе, можно сказать, что зло — это отсутствие Бога, также как тьма — отсутствие света, а холод — отсутствие тепла. Где нет Бога — неизбежно возникает зло, победить которое никто не может. В спорах о добре и зле нередко обвиняют Бога, считая Его автором зла. Мол, если бы Бог не допустил, то не было бы и грехопадения. Так и дети всегда обвиняют в своих ошибках родителей. Но яснее ясного, что любовь подразумевает ненасилие, свободную волю. И Любовь Божья, которая превыше всего, исключает какое бы то ни было насилие. Тогда суть Божьего замысла относительно познания добра и зла — это свободный выбор человека кого слушать и за кем следовать, это по большому счету выбор человеком Бога или дьявола.

И еще одно, на чем следует заострить внимание: человек после грехопадения лишился не только благ, которыми щедро одаривал его милосердный Бог, но и власти. Он сам добровольно отдал сатане делегированную ему Богом власть над Его творением, в результате чего сатана получил то, к чему стремился, став хозяином земных сокровищ и князем мира сего. Искушая Иисуса Христа, сатана с полным основанием мог говорить: «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее» (Лк. 4:6).

Власть над царствами и славу их могли «предать» (передать) сатане только те, кто раньше владел ими — люди.