Мусульмане

Бог в исламе

Мороховского С.

Введение.

Ислам является одной из трех самых великих религий, которые возникли на ближнем востоке. Две другие религии – это иудаизм и христианство. Рукайа Максуд говорит, что все три веры связывает вера в одного и того же Бога. Но в ходе этой работы мы увидим, что это не совсем так.

С точки зрения хронологических событий, ислам является самой молодой из этих религий. Сами же мусульмане считают, что их вера самая ранняя и лежит в основании как иудаизма, так и христианства (Максуд Р. Ислам. С. 5).

Основатель ислама – Мухаммед. Он умер в 632 году. К этому времени его вероучение еще не было оформленным. Основные положения можно извлечь из Корана, написанного Мухаммедом, хотя по своему характеру эта книга довольно хаотична. Основные доктрины были впоследствии разработаны мусульманскими богословами (Токарев С.А. Религия в истории народов мира. С. 522).

Само слово «ислам» означает «подчинение» (воле Бога), а тех, кто подчиняется, называют «муслимами» или «мусульманами». Религия ислама делится на две части: вероучение и предписания (Краткий путеводитель по мировым религиям. С. 141).

В этой работе будет рассмотрен один из основных моментов вероучения ислама, а именно, концепция Бога в исламе. Более тог, мы рассмотрим некоторые отличия и сходства в понимании Бога в исламе и в христианстве. Это может помочь установить диалог с мусульманами, и их дальнейшей евангелизации.

1. Концепция Бога в исламе.

Символ веры ислама состоит из двух утверждений: Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед – Пророк Его. Мусульмане полностью доверяют этим двум утверждениям. Другими словами эти утверждения можно сформулировать так: «В действительности существует только один Бог, Высочайший Владыка, и Откровение, посланное Им арабскому Пророку Мухаммаду, является истинным, окончательным и совершенным, полностью упраздняющим все ранее ниспосланные откровения» (Максуд Р. Ислам. С. 6).

Основой ислама является строгое единобожие. Аллах здесь и единый и единственный. Именно благодаря доктрине единственности Бога  ислам выделился из множества арабских культов и стал наравне с иудаизмом и христианством. Но это было только до определенного времени. «Иудеи воспротивились новоявленному пророку, а искаженная ересями доктрина Троицы христиан стала камнем преткновения Мухаммаду» (Акбаров Х. Вчера и сегодня. С. 74). Именно это и отвратило ислам от библейского понимания Бога.

«Имя Аллах заключает в себя целую программу». Это имя можно передать одним предложением: Аль-эль-ху. «Эл» — это имя Бога у семитских народов, в том числе и у иудеев, которое обозначает, что Бог является сильным и всемогущим. Слово Аллах напоминает имя еврейского Бога – Элохим, которое можно передать предложением: Аль-эль-хум. Поскольку само окончание «хум» является окончание множественного числа, то это дает намек на множественность в единстве. Но окончание «ху» в имени Аллах полностью исключает эту возможность, поскольку это окончание единственного числа. Поэтому, в исламе Аллах млжет быть только единственным, и никак не может быть единством трех (Абд-эль-Маши. Аллах в исламе. С. 24).

Итак, по самому определению, Аллах является Высочайшим и Всемогущим. «Невозможно представить себе существование двух Всемогущих, поэтому естественно и неоспоримо бытие Единого Бога» (Максуд Р. Ислам. С. 6) — скажет мусульманин. И из этого он делает вывод о невозможности Троицы. Мусульмане являются строгими монотеистами. Но интересно, что вера в единого Бога не является исключительно верой мусульман. «Это вера подавляющего большинства тех, кто верит в Творение Вселенной» (Малерб М. Религии человечества. С. 174), к которым относятся и христиане. Однако, именно за поклонение Богу в Трех лицах и упрекают мусульмане христиан.

Центральный догмат ислама состоит в том, что у Бога не может быть сотрудников, так как Он – один. Если сказать, что у Бога есть сотрудники, то это равносильно греху, который не имеет прощения. Об этом говорится в Коране. Именно «этот догмат ислама делает учение о Троице оскорбительным для мусульман» (Краткий путеводитель по мировым религиям. С. 141).

В Коране очень много говорится о совершенстве, могуществе или величии Аллаха. Например: «Поистине, Аллах – дающий путь зерну и косточке; изводит живое из мертвого и выводит мертвое из живого… Он выводит утреннюю зарю и ночь делает покоем, а солнце и луну – расчислением… Он – тот, который устроих для нас звезды… Он – тот, который вырастил вас из одной души…» (Сура 6:95-103).

По понятиям мусульман, все в мире подчинено Аллаху, все, что случается, не может произойти без Его воли на это. «Аллах так велик, что Он один определяет судьбы всех людей. Счастье, катастрофа, смерть, несчастье и неудача – все приписывается воле Аллаха. Фатализм – вера  в предопределенную, неотвратимую судьбу – глубоко коренится в исламе» (Абд-эль-Маши. Почему мусульманину трудно стать христианином? С. 9).

В Суре 59:24 говорится: «У Него самые прекрасные имена». Имена очень хорошо описывают Аллаха (или Бога), показывают Его качества и дают Ему характеристику.

Аллах имеет 99 имен, которые употребляются в Коране. Но если их сравнить с именами Бога в Библии, то тогда придется признать, что «мусульманских Аллах не соответствует в главных пунктах библейскому представлению о Боге. Итак, кто говорит: ваш и наш Бог – тот же самый, не познал в действительности  как следует ни христианского, ни мусульманского Бога, или же с определенным намерением затушевывает явные их различия» (Абд-эль-Маши. Аллах в исламе. С. 23).

Поэтому, сейчас будет полезным рассмотреть различия и сходства в понимании Бога в исламе и в христианстве.

2. Различия и сходства в понимании Бога в исламе и в христианстве.

1) Как уже было отмечено выше, Бог в исламе является единым и единственным, или же другими словами – один в одном лице. Бог, описанный в Библии, является единым в трех лицах, так называемое составное единство.

Абд-эль-Фади пишет: «Я рад возможности сделать утверждение, что любой человек, серьезно исследующий текст Корана, может заметить, что стихи Корана, написанные в Мекке, проявляют большую симпатию к христианству и относятся благожелательно ко Христу и Его последователям: проповедникам и монахам. Стихи Корана, написанные в конце периода пребывания Мухаммеда в Медине, становятся резкими и враждебными по отношению к христианам и полностью отрицают божественность Христа» (Абд-эль-Фади. Личность Христа в Евангелии и в Коране. С. 3).

Далее он говорит, что причина этому была догматическая. Дело в том, что Мухаммед не мог «вместить» учение о Троице. Он обвинял христиан в политеизме, что явно видно во многих стихах Корана. К моменту возникновения ислама христианство существовало уже около шести столетий. Но Мухаммед не имел возможности познакомиться с ортодоксальным учение христиан, потому, что в то время на Аравийском полуострове существовали всевозможные христианские секты. Некоторые из них искажали учение Церкви о Троице. Христианские богословы вели борьбу с этими ересями. Но после арабских завоеваний, взаимоотношения между Церковью и этими сектами прекратились. Именно с учение одной из таких сект и познакомился Мухаммед (Акбаров Х. Вчера и сегодня. С. 158). Учение этой секты гласило, что Троица – это Бог, сотрудниками Которого были Мария и Ее Сын Иисус. Любой христианин, придерживающийся ортодоксальных взглядов, согласится с Мухаммедом, что это учение ошибочно. Хотя «христиане никогда не придерживались этого учения, мусульмане сделали из него великий спорный вопрос и, несмотря на все разъяснения, даваемые христианами, постоянно на него ссылаются» (Абд-эль-Фади. Личность Христа в Евангелии и в Коране. С. 4).

И, все-таки, в беседах о вере с мусульманами стоит говорить об этом вопросе, так как он является одним из камней преткновения для них.

Сначала нужно признать, что и мы, христиане, поклоняемся также единому Богу. Об этом говорится во многих местах Библии. Например, Втор.6:4: «Слушай Израиль: Господь Бог наш, Господь един есть». Часто в писании слово один подразумевает сложное единство (Бит.2:24). В древнееврейском языке есть два слова, которые переводятся «один» — это «эхад» и «яхид». Первое слово означает один без составных частей, а второе – одно целое из составных частей. Именно это слово и употребляется во Втор.6:4.

Нужно объяснить, что «нет ничего удивительного в том, что мы, Божии творения, не в силах полностью понять природу нашего Творца» (Краткий путеводитель по мировым религиям. С. 150). Христиане также не понимают до конца троичности Бога, но они просто соглашаются с тем, что написано в Библии. А в Библии говорится, что Отец – это Бог (Еф.4:6), Сын –это Бог (Ин.20:28)  и Дух Святой – это Бог (Д.А.5:3-4). Более того, и Отец, и Сын, и Дух Святой имеют качества, которые присущи только Богу. Здесь важно обратить внимание мусульманина на то, что христианское понимание Троицы отличается от общепринятого понимания Троицы мусульманами (см. выше). Христиане, видят, с одной стороны, что Бог в Библии называется единым, причем возможно составное единство, с другой стороны, они признают, что Писание три Личности называет Богом. Из этого Христиане выводят доктрину о Троице, то есть, что Бог один, но в Трех Лицах.

2) Коран не называет Бога отцом, у Него не было сыновей. В христианстве же «Триединый Бог извечно существует как Отец, Сын и Святой Дух» (Краткий путеводитель по мировым религиям. С. 147). Это отличие тесно связано с предыдущим.

Одна из причин, почему в исламе отрицается отцовство Бога – это неверное понимание свойств Бога.

Мусульмане даже не могут себе представить, что у Бога может быть Сын, причем равный Богу по власти и величию. Уже дети мусульман научены, что христиане поклоняются трем Богам. «Мусульмане думают: или Бог – един, или Он – Троица, но Он не может быть одновременно и тем и другим! Три личности не могут быть одной личностью!» (Абд-эль-Маши. Почему мусульманину трудно стать христианином? С. 5). Поэтому, когда мы называем Бога Отцом и говорим о Его отеческой любви, мусульмане называют это богохульством. Для них Бог не может быть также близким к людям, Он не может по отечески заботиться о них. Аллах – это великий, но далекий Бог. «Аллах не нуждается в мире сотворенном, не нуждается в людях, ибо все это ограничило бы его, привязав ко времени и пространству. И самому человеку трудно что-либо ждать от Аллаха, который слишком велик и далек, чтобы участвовать в повседневных проблемах ничтожного человека» (Акбаров Х. Вчера и сегодня. С. 75). Даже в раю Аллах лично не будет присутствовать. И там Он останется для своего творения далеким, великим и невидимым (Абд-эль-Маши. Почему мусульманину трудно стать христианином? С. 10).

В Новом Завете мы находим учение Иисуса Христа о Боге. Он сам постоянно обращается к Богу, называя Его Своим Отцом. Он не говорил о далеком и недосягаемом Боге, которого никто не может познать или постичь. Он учил, что молиться нужно не далекому Богу, Которому мы безразличны, а Богу Отцу, Который Заботится о людях и называет верующих в Него Своими детьми. Именно через Иисуса Христа мы можем стать детьми Божьими, что отрицается в Коране Мухаммедом (Абд-эль-Маши. Аллах в исламе. С. 25).[1]

3) И бог в исламе, и Бог в христианстве бесконечно могущественные и великие. Они «знают все скрытые мысли и дела человека» (Краткий путеводитель по мировым религиям. С. 146). Придет время и они будут судить грешников. Но Бог Корана будет судить грешников на основании добрых и плохих дел в их жизни. В зависимости от того, какие дела перевесят, определяется дальнейшая судьба человека: рай или ад. Бог Библии будет судить человека на основании веры, какую тот имел – верующий во Христа наследует жизнь вечную и на суд не приходит.

По этому поводу с мусульманином можно говорить о том, что Бог не взвешивает на весах добрые и плохие дела человека. Стандарты Бога намного выше – Он требует полной святости, потому что Он Бог Святой. А, поскольку, человек сам не может достичь такой святости, то он нуждается в помощи. Бог Корана послал Мухаммеда, чтобы тот возвестил о предстоящем суде Аллаха (Краткий путеводитель по мировым религиям. С. 141). А Бог Библии послал Сына Своего, который сделал возможным для людей вход в Царство Небесное, взяв на себя грехи всех. Поэтому, только благодаря Иисусу человек может стать праведным перед Богом.[2]

Заключение.

В этой работе были затронуты только некоторые качества Бога в исламе, в сравнении с Богом в христианстве. Можно говорить еще о том, что оба Бога являются Творцами Вселенной, оба независимы и всемогущи, «оба общаются с человечеством через своих посланников-пророков, через ангелом и через Писания (Краткий путеводитель по мировым религиям. С. 141). В дальнейшем было бы интересно рассмотреть другие темы, например, Христос, грех, спасение, рай и ад…

Работать с мусульманами очень тяжело из-за влияния многих факторов. Но Бог не требует невозможного от христиан, именно Он является помощью в этой сложной работе, Он обращает людей и приводит их к вере.

Библиография

Абд-эль-Маши. Аллах в исламе. – Корнталь, Свет на Востоке, 1985.

Абд-эль-Маши. Почему мусульманину трудно стать христианином? – б/м, Свет на Востоке, б/д.

Абд-эль-Фади. Личность Христа в Евангелии и в Коране. — Корнталь, Свет на Востоке, 1985.

Акбаров Х. Вчера и сегодня. – Шеффилд, б/и, 1997.

Краткий путеводитель по мировым религиям. Под общ. ред. Д.Халверзона. – б/м, Шандал, 2000.

Максуд Р. Ислам. – Москва, Гранд, 1998.

Малерб М. Религии человечества. – Москва – СПб, Университетская книга, 1997.

Токарев С.А. Религия в истории народов мира. – Москва, Издательство политической литературы, 1986.


[1] Об Отцовстве Бога еще один аргумент см. Краткий путеводитель по мировым религиям. С. 150-151.

[2]  Христос в исламе – это еще одна большая тема для исследования.

Добавить комментарий