Великие каппадокийцы

Сергей Санников

ОБЩАЯ ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА

Великие каппадокийцы

Василий Великий (ок. 329-379 гг.); Григорий Нисский (ок. 335 — ок. 394 гг.); Григорий Богослов (Назианзин) (ок. 330 — 390 гг.)

Главный смысл труда трех богословов, вошедших в историю как отцы-каппадокийцы, был в том, чтобы устранить конфликт между христианской верой и греческим миропониманием. Христианизация философии требовала объяснения евангельских понятий в терминологии эллинской мудрости. Более же практическое направление их работы было в том, чтобы в борьбе с арианством объяснить термин «единосущность» и утвердить ортодоксию, закончив философскую обработку догмата о Троице.

Старший из каппадокийцев — Василий Великий родился ок. 329 г. в Кессарии Каппадокийской (совр. Турция) в зажиточной аристократической семье юриста. У него было два младших брата ставшие впоследствии епископами. Один из них — Григорий (род. ок 335 г.) вошел в историю с именем Григорий Нисский. Братья получили очень хорошее образование и воспитание в благочестивой христианской семье.

В возрасте 18 лет Василий отправился в Константинополь, где он учился у знаменитого софиста Ливания, а потом он переехал в Афины, где еще существовала старая афинская Академия, основанная Платоном. Там Василий подружился с будущим епископом Григорием Богословом и познакомился с будущим императором Юлианом — отступником, который тоже был студентом Академии. Только в возрасте 25 лет, несмотря на то, что его родители были христиане, а сестра была прославлена как строгая монахиня — Макриана, — Василий принял водное крещение и сразу после этого увлекся монашеской жизнью в ее крайних проявлениях.

Его брат, Григорий Нисский получил образование в родной Кессарии, где вначале готовился к юридической карьере, а потом обнаружил необычайную склонность к философии. Известно, что он был женат.

Григорий Богослов родился ок. 330 г. недалеко от города Назианза в Каппадокии, от которого он и получил свое прозвище. Его отец был епископом Назианзским. Учился Григорий в Кессарии Каппадокийской, а потом в Кесарии Палестинской в школе, основанной Оригеном, а потом продолжил обучение в Афинах, где и встретился с Василием.

После возвращения из Афин он также принял водное крещение и предался аскетизму. Вместе с Василием они пытались создать полумонашескую «аристократическую» христианскую общину в имении отца Василия. Они сообща молились, читали философскую и богословскую литературу и особенно увлекались Оригеном.

В 364 г. Василий был рукоположен в пресвитеры епископом Евсевием Кессарийским, а в 370 г. избран архиепископом Кессарии Каппадокийской. В это время он становится очень популярным в народе и в церковных кругах благодаря своей жизни и проповеди, в это же время он начинает борьбу с арианами, несмотря на покровительство их императором Валентом. Чтобы противостать арианам он назначает епископами по всей Каппадокии своих друзей и братьев, в том числе Григория Богослова и Григория Нисского.

Василию пришлось отстаивать понятие единосущность как от нападения ариан, так от нападения староникейцев, призвавших единосущие без трех ипостасей. Он умер в возрасте 49 лет оставив не только богословские труды («Против Евномия» — который был крайним арианином; «О Духе Святом» — где доказывается божественная природа Духа — Святого; «На Шестоднев» — проповеди на 1 гл. Бытия и др. работы), но и «Монашеские правила», где Василий пытается не только оправдать, но и правильно организовать монашескую жизнь.

Григорий Богослов после своего рукоположения в епископы, будучи утонченным интеллектуалом, но человеком увлекающимся и несколько непоследовательным в поступках, вскоре переехал из Кападокии в Константинополь. Там преобладали арианские епископы, но все же сохранилась одна ортодоксальная община, в которой Григорий сделался пастором. Именно здесь он произнес свои знаменитые «Пять слов о богословии», где излагает учение каппадокийцев о Триоце.

После прихода к власти Феодосия I (Великого) Григорий был избран им константинопольским архиепископом и начал бурную деятельность по подготовке II Вселенского Собора. Он приложил много усилий по умиротворению враждебности на II Вселенском Соборе, но в конце концов сам был обвинен в незаконном захвате константинопольской кафедры. Исполненный отвращения он обиженно отказался от епископства и покинув Собор уехал на родину, в Каппадокию, где и умер в 390 г.

До нас дошли немногие, но очень глубокие и впечатляющие произведения Григория Богослова. Среди них знаменитые 5 проповедей «О богословии», которые и принесли ему репутацию и прозвище Богослова, поэтические произведения, в том числе его стихотворения автобиография и письма. Но влияние его немногочисленных произведений так велико, что Фома Аквинский выразился так: «у любого отца церкви можно найти какую-нибудь ересь, у Григория Богослова — нет ни одной»

Младший брат Василия — Григорий был назначен епископом г. Ниссы в 371 г. чтобы укрепить ортодоксию в этой области. Василий считал своего брата неспособным и неопытным в церковных делах, но и Григорий критически относился к своему старшему брату, упрекая его в гордости и самопревозношении. Однако после рукоположения Григорий проявил большую активность, целеустремленность и верность своему брату. Несмотря на гонения он много сделал для практического утверждения ортодоксии. Он продолжил также литературные труды брата и дописал его книги «Против Евномия» и «Шестоднев», а также сыграл важнейшую роль на II Вселенском Соборе после того как Григорий Богослов покинул его.

Постепенно Григорий Нисский стал ведущей личностью в церковных делах Востока и начал играть роль придворного богослова при Феодосии I. Умер Григорий ок. 394 г. окруженный уважением современников.

Он был чрезвычайно плодовитым писателем среди его книг было много догматических произведений («против Аполлинария», «Большой катехизис» и др.); аскетические произведения («О девстве» — защищающее девство как высший путь христианской жизни, хотя оно было написано сразу после его женитьбы и др.); экзегетические сочинения («О сотворении человека», «О жизни Моисея» и др.); много писем, проповедей и т. д.

Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский — творцы новоникейской ортодоксии. Григорий Богослов дал ей ясное и совершенное выражение, Василий Великий победоносно ввел ее в церковную практику, а Григорий Нисский дал ей государственное завершение и научно-богословское обоснование.

2. 5. 1. 3. Кирилл Александрийский (? — 444 г.)

Точная дата рождения Кирилла неизвестна, но вся его жизнь была посвящена церковной карьере. Возможно, с раннего детства он готовился к сану архиепископа александрийского, ибо в египетской церкви сложилась неведомая раннему христианству традиция семейственности в избрании архиереев. Епископство регулярно передавалось от дяди к племяннику: Афанасий передал епископство своему племяннику Петру; Петр — своему племяннику Феофилу; Феофил должен был передать епископство племяннику Кириллу, который был дядей следующего епископа — Диоскора. В некотором смысле это обеспечивало единство этой церкви и ее постоянную конфронтацию с другими древними кафедрами.

Свою бурную карьеру Кирилл начал дьяконом при Феофиле и участвовал в соборе «Под дубом», осудившем Иоанна Златоуста. Будучи рукоположенным в 412 г. на епископа александрийского Кирилл возглавил в Египте борьбу не только против ересей, но и против всякого рода инакомыслий, языческой философии и иудейства.

Его цель была в том, чтобы создать в этой области единое, монолитное ортодоксальное общество и он применял для этого все средства манипуляции массовым сознанием, даже те, которые открыты наукой только теперь. Его боевой силой были монахи, толпами приходившие из пустыни но его первому зову и не имевшие ни малейшего представления о какой-либо терпимости к иным взглядам.

Так, с его ведома и молчаливого согласия чернь растерзала буквально на куски знаменитого языческого философа-женщину: Ипатию. Он начал борьбу с Несторием и нечистыми интригами, ложью и подкупом сановников архиерейскими дарами, так называемыми «Благословениями» в поражающих воображения размерах, добился его низложения.

Несмотря на резкость, пристрастность, властолюбие и неустойчивость в формулировках и развитии мысли — Кирилл оставил многочисленные сочинения. Это «комментарии на 12 малых пророков» «Комментарии на Исайю» и др.; собрание богословских трактатов о Троице — «Тезаврос» (сокровищница) где он повторяет формулировки Афанасия, хотя и с некоторым перекосом, также многочисленные полемические сочинения.

Однако несмотря на большой вклад в развитие богословской мысли, на плечах Кирилла ответственность за богословское обоснование одной из самых больших древних ересей непрекращающихся до сих пор — монофизитства. Конечно, он не хотел этого, но его 12 анафематизмов против Нестория легли в основу монофизитского второефесского собора.