Вы готовы?

Я почти завалил вас советами. Готовы ли вы справиться с проблемами группы? Проверим. Внимательно прочитайте каждую из предложенных ниже ситуаций. Подумайте о ее возможной причине и о способах решения. Так как эти ситуации придуманы (хотя и основаны на моем личном опыте), то абсолютно точных решений быть не может. Для того, чтобы вы могли оценить свои ответы, на следующей странице я предлагаю свои.

Проблемные ситуации

1.        Во время очень оживленной дискуссии вы замечаете, что участники группы начинают отклоняться от обсуждаемой темы.

2.        У одного из участников группы есть привычка говорить от лица всех присутствующих, например: “Мы знаем, что…” или “Никто не верит в то, что…”

3.        Один из участников группы задал вопрос, но остальные продолжают разговор, не обращая на это внимания.

4.        В группе двенадцать человек, но в дискуссиях принимают активное участие только четверо.

5.        Один из участников группы высказывает свое недовольство предложением другого.

6.        Двое участников группы ввязываются в горячий спор.

7.        Один из участников группы стремится отвечать на все вопросы и комментировать все рассматриваемые темы.

8.        Двое близких друзей все время садятся вместе и болтают на отвлеченные темы.

9.        Один из участников группы (душа компании) умудряется найти смешное в любой ситуации и громко делится им с окружающими.

10.     Обычно активный участник группы пропустил уже три встречи.

11.     Участники группы не могут договориться о деталях предложенного пикника.

12.     Независимо от того, о чем идет речь, этот участник группы может повернуть дискуссию в русло своих интересов или проблем.

13.     Группа злится на участника, который постоянно вставляет негативные комментарии и оценки суждений или действий других людей.

Возможная реакция

Вы уже заметили, что в ситуациях недостает контекста и описаний, которые бы очень помогли определить действия, необходимые в случае, когда подобная ситуация действительно происходит. Тем не менее, вот общие ответы, дающие определение проблемы и возможные решения. Согласны?

Данные ответы-примеры основаны на двух предположениях: во-первых, существует договор группы (см. выше) и во-вторых, предложенное вмешательство является совместной обязанностью и руководителя, и участников группы.

Проблема 1: Потеря темы, отвлеченная дискуссия

Вежливо прервите дискуссию и укажите на тенденцию уходить от темы. Верните группу к обсуждаемому вопросу. Выясните, может быть, группа хочет изменить направление, обсудить новую тему и/или запланировать дискуссию на следующую встречу.

Проблема 2: Личное мнение выдается за мнение группы

Чаще всего достаточно по-дружески напомнить человеку, чтобы он говорил за себя.

Проблема 3: Вклад одного из участников остался без внимания

Остановите группу и вернитесь к вопросу, оставшемуся без ответа. Попробуйте найти ответ или определите, когда и как можно обсудить этот вопрос (может, за пределами регулярных встреч группы). Поддержите спрашивавшего, даже если вопрос был неуместным.

Проблема 4: Неравномерное участие участников группы

Вот три варианта из множества возможных: Разделите группу для обсуждения вопроса на несколько подгрупп. Пусть каждая подгруппа после работы над темой отчитывается перед всей группой. Завершите свой вопрос к группе словами: “А теперь давайте послушаем кого-то, кто еще не говорил.” Часто рекомендуют задавать вопросы напрямую молчаливым участникам группы. Но я советую избегать подобных вопросов, пока отношения не установятся и не достигнут уровня, когда все участники будут чувствовать себя комфортно.

Проблема 5: Враждебность по отношению к мнению другого участника

Тактично вмешайтесь. Подтвердите право не соглашаться. Напомните обоим о нормах поведения, записанных в договоре группы. Сделайте все, что в ваших силах, чтобы успокоить участников.

Проблема 6: Резкое несогласие двух участников превращается в поединок

Пристрелите обоих… шутка. Вмешайтесь, следуйте четырехступенчатой модели решения проблем. Напомните группе о вашем договоре. Если понадобится, разрешайте ситуацию в другое время вне встречи группы.

Проблема 7: Один из участников доминирует во время дискуссий

Поговорите с этим человеком наедине. Попросите у него помочь вам привлечь других к обсуждению. В крайнем случае, подчеркнув ценность его вклада, попросите его сознательно ограничить свои устные ответы.

Проблема 8: Участники забывают о нормах поведения

Обратите внимание этих участников на деятельность группы. Попросите их поделиться своими мнениями со всеми. Препятствуйте тому, чтобы они сидели вместе. Разбейте группу на несколько подгрупп, чтобы их разделить. Если проблемное поведение продолжится, поговорите с каждым отдельно, вне встреч группы.

Проблема 9: Неуместное использование юмора

Поговорите с этим человеком наедине. Он может не понимать создаваемой проблемы. Возможно, понадобится больше одного личного разговора.

Проблема 10: Плохое посещение

Позвоните этому участнику группы. Узнайте, почему он отсутствует.  Если эта причина уважительная, выразите свою обеспокоеность, спросите, не нужна ли помощь, и скажите, что ждете, чтобы он вернулся. Если причина сомнительная, напомните ему о договоре группы. Выразите желание, чтобы он принял активное участие во встречах, расскажите ему об его ценности для группы.

Проблема 11: Несогласие по поводу какой-то деятельности

Ищите компромисс. Он возможен, когда на повестке возможные варианты, но невозможен в вопросах доктрины. Если достигнуть компромисс невозможно, отложите решение и поищите другие альтернативы.

Проблема 12: Неуместные ожидания

­                Поговорите с этим человеком отдельно.  Подумайте о возможности проконсультироваться у профессионала. Поощряйте других участников группы, чтобы они поддерживали этого человека вне встреч группы.

Проблема 13: Конфликт на почве поведения

Пусть группа слегка противостоит своим поведением этому участнику. Нужно действовать осторожно, чтобы не ему не показалось, что на него нападают. Рассмотрите договор на предмет возможного применения его в этой ситуации.  Желательно было бы каким-то образом взаимодействовать с этим человеком вне встреч группы.

Положительные стороны конфликта

Я коротко расскажу о положительных сторонах конфликта. Конфликт стимулирует дискуссию и способствует тому, что участники группы начинают думать и действовать. Группа, участники которой все время отвечают “правильно”, может быть группой, которая не думает.

Иногда полезно обсудить проблемный вопрос, чтобы создать контролируемый конфликт. После того, как были поставлены на обсуждение вопрос или тема, вызывающие напряжение или несогласие, может начаться очень продуктивное взаимодействие.  Когда это случится, основывайтесь на Слове Божьем, как на наивысшем авторитете; вместо того, чтобы поступать как обычно или просто приводить логическое обоснование.

Начать контролируемый конфликт лучше всего со спорных вопросов. Вот несколько примеров.

Вопросы, которые требуют решения. Как лучше поступить: делать добро, когда у вас нет никакого настроения, или подождать с действиями, пока не будет подходящего мотива, чувства или желания?

Вопросы, которые содержат ложь. Почему мы можем утверждать, что Магомет – величайших из живших на земле людей?

Спорные вопросы. Почему Бог допускает страдания? Есть ли библейское основание для рукоположения женщин? Должны ли христиане поступать на военную службу?

Когда вы начинаете конфликт, следите за ним. Очень легко потерять контроль над ситуацией. Вы должны стремиться к тому, чтобы дискуссия перешла в изучение Писания. Иногда группе важно понять, что Слово Божье не дает точных ответов на вопросы, оставляя каждому возможность иметь свое мнение.

Конечно, используя спорные вопросы, вы должны быть настороже. Результатом вашей неосторожности могут стать разделение, стычки и враждебность. Подождите с использованием управляемого конфликта, пока группа не установится и между ее членами не установится прочных отношений. После этого допускать противоречия в обсуждаемой теме – это важный начальный шаг. Заканчивая дискуссию, убедитесь, что был сделан должный упор на библейские решения или принципы. ?

Примечания:

1. Основано на книге Натана В. Тернера “Эффективное руководство малыми группами” (Nathan W. Turner, Effective Leadership in Small Groups, Judson Press, 1977)

2. Из книги Стива Баркера “Справочник руководителя малой группы” (Small Group Leaders’ Handbook, InterVarsity Press, 1982).

3. Часть этого раздела взята из книги “Как руководить изучением Библии в малых группах” (How to Lead Small Group Bible Studies, Colo.: NavPress, 1982, pages 43-45)