Вывод

Вот и подошли к финишу наши изыскания. В начале пути я не думал, что он окажется тернистым и предсказуем, т.к. пришлось столкнуться с некоторыми препятствиями: 1) Сведение мнения до минимума, 2) разнообразие точек зрения по той или иной философской школы. Очень хотелось сделать сравнительный анализ греко-римского и иудо-христианского учения о человеке.

Но к середине работы я понял, что это мне не удаться, т.к. материала так много, а времени так мало, что если заняться сравнением, то потеряться в этих дебрях, “раз плюнуть” (извините за выражение). Поэтому пришлось свернуть на узкий путь исследования позиций философов, философских школ, мудрецов и богословов. И, вот, к каким выводам я пришел: 1) греко-римское и иудо-христианское учение о человеке развивалось параллельно, иногда соприкасаясь друг с другом; 2) они имели разное основание и разные традиции, т. к. греки верили во множество богов населявших нашу землю, а евреи всегда придерживались учения о реальных взаимоотношениях Единого Бога и человека; 3) человек воспринимался, как единое существо, нераздельное; 4) после Сократа, в греческая философия появляется дуализм, деления человека на душу и тело; 5) в это время в еврейском обществе происходит объединения сил, которые стремятся сохранить влияние веры предков в Единого Бога и упрочение позиций Торы в этом изменяемом мире; 6) в этом водовороте происходит точка соединение этих двух противоположных по сути религий- это, во-первых Филон Александрийский, а во- вторых христианство; 7) позднее многое из греческой философии было воспринято христианством, например, дуализм, который перерос в триализм: дух, душа и тело.

БИБЛИОГРАФИЯ

Авот. 1984. Трактат Мишны. Иерусалим.

Агур, Й. Введение в устную Тору. Тель-Авив: Открытый университет.

Апокрифические апокалипсисы. 2000. С-Петербург: Алетейя.

Аристотель. 1976. Собрание сочинений. Том 1. М.: Мысль.

Асмус, В. 1998. Античная философия. М.: Высшая школа.

Антоним, Марк Аврелий. 1993. Размышления. С-Петербург : Наука.

Бренье, Ф. 1993. Евреи и Талмуд. М.: Красный пролетарий.

Вальверде, К. 2000. Философская антропология. М.: Христианская Россия.

Вейберг, И. П. 1993. Рождение истории. Москва: Наука.

Великие мыслители Запада. 1997. Под ред. Яна МакГрила. М.: Крон-Пресс.

Венгловский, С. 1995. Античный анекдот. С-Петербург: “Нева”.

Гиро, П. 1994. Частная и общественная жизнь греков. М.: РАН.

Гомер. 1993. Илиада. М.: ТОО “Дюна”

Греки евреям. 1999. Труды по иудаике. С-Петербург: СПГТУ.

Евангелический словарь Библейского богословия. 2000. С-Петербург: Библия для всех.

Еврейская Энциклопедия. 1991. Под ред. Каценельсона. 15 томов. М.: Терра.

Зелинский, Ф. Ф. 1995. Соперники христианства. С-Петербург: Алитейя.

Иванов, В. Г. 1997. История этики древнего мира. С-Петербург: Лань.

История Древней Греции. 1986. Под ред. В. И. Кузищина. М.: Высшая школа.

Йонас, Г. 1998. Гностицизм. С-Петербург: Лань.

Лаэртский, Д. 1986. О жизни, учениях, изречениях знаменитых философов. М.: Мысль.

Лосев, А. Ф. 1992. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Книга 1. М.: Исскуство.

Лосев, А. Ф. 1994. История античной эстетики. Софисты, Сократ, Платон. М.: Ладомир.

Лосев, А. Ф. 1993. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль.

Лурье, С. Я. 1993. История Греции. С-Петербург : С-Петербургские университеты.

Мень, А. 1992. История религии. Том 6. М.: Слово.

Мировоззрение талмудистов. 1994. М.: Ладомир.

Нахов, И. М. 1982. Философия киников. М.: Наука.

Платон. 1993. Собрание сочинений. Том 2. М.: Мысль.

Рассел, Б. 1993. История западной философии. М.: Миф.

Реале, Д., Антисери, Д. 1994. Западная философия. От истоков до наших дней. Том 1. С-Петербург: Петрополис.

Сенека. 1986. Письма к Луцилию. Трагедии. М.: Художественная литература.

Сенека. 1995. О счастливой жизни. В сборнике “Римские стоики”, М.: Республика.

Сергеев, В. С. 1963. История Древней Греции. М.: Восточная литература.

Степанова, А. С. 1995. Философия Древней Стои. С-Петербург: Алетейя.

Тантлевский, И. Р. 2000. Книги Еноха. М.: Мосты культуры.

Флавий, И. 1994. Иудейские древности. 2 тома. М.: Ладомир.

Флавий, И. 1993. Иудейская война. Москва: Наука.

Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. 1989. М.: Наука.

Эпиктет. 1997. Бесседы. М.: Ладомир.

Ferguson, Everett. 1993. Backgrounds of Early Christianity. Second Edition. Grand Rapids, Mich.: Eerdmans.

Hatzfeld, Jean. 1966. History of Ancient Greece. New York: W.W. Norton & Company Inc.

The New International Dictionary of New Testament TheologyI. 1986. Edited by Colin Brown. Grand Rapids, Mich.: Zondervan. Vol. I.

Theological Dictionary of the New Testament. 1964-76. Edited by G. Kittel, transl. by G.W. Bromiley. Grand Rapids, Mich: Eerdmans. 1964-76. 10 volumes.

Theological Dictionary of the Old Testament. 1975. Edited by G. J. Botterweck and H. Ringgren, transl. by John T. Willis.

Добавить комментарий