Влияние культуры на образ жизни

В-девятых, церковь должна понимать влияние культуры на образ жизни людей и, в частности, на молодежь и различать, что является нарушением библейских принципа, и что является нарушением культурных норм, которые мы склонны считать абсолютными.


Одно им из наиболее трагичных последствий культурных изменений состоит в том, что некоторые христиане не могут терпимо относиться к различиям в образе жизни, поскольку считают, что определенные внешние атрибуты будто бы являются библейскими. Так например, некоторые христиане крайне отрицательно относятся к тому, когда парень или мужчина носит длинные волосы или отпускает бороду. Они считают это признаком недуховности и греховного поведения, забывая, что некоторые из наших величайших христианских лидеров, жившие в начале 1900-ых годов, выглядели точно так же.

Нетрудно проследить, как люди приходят к таким заключениям. Те, кто сначала стал придерживаться такого «нового» стиля, были радикально настроенными молодыми людьми, которые во многом другом вели себя явно не по-христиански. Однако многие христиане, как это часто бывает, не смогли различить, что было и что не было в их поведении нарушением христианских норм. Мы попали в искусную ловушку, сделавшись посмешищем и основываясь на неверных выводах и заключениях.

Но еще хуже, когда верующие, настроенные предвзято по отношению к другим верующим, с такой же предвзятостью относятся и к неверующим. Если верующие не могут спокойно переносить ‘присутствие в церковном помещении неверующего юноши только потому, что стиль его жизни не соответствует принятым в обществе средней буржуазии нормам, то мы становимся виновными перед Богом и совершаем ГРЕХ (Иак. 2:9). Хотя Иаков в своем послании говорит конкретно о предвзятом отношении к блудным людям, принцип нам ясен. Только потому, что тот человек внешне «выглядит» иначе, чем нам того хотелось бы, это не означает, что он аморален, женоподобен или, как некоторые говорят ненормален. Но даже, если бы это было и так, то и тогда ведь он все же человек, за которого тоже умер Христос. Любой человек нуждается в любви и сострадании.

Та же самая проблема возникает, конечно, и между христианами, принадлежащими к разным расам или национальностям. Причем мы часто стараемся найти в Писании основание для нашей предвзятости и, подобно псевдохристианам, мы можем ссылками на Библию доказать все, что хотим. Все, что для этого требуется, — это вырвать какую-нибудь библейскую фразу из ее контекста.

Бог запрещает так поступать, и если мы все-таки это делаем, то становимся виновными в том, что не делаем различия между библейскими и культурными нормами. Как выразился Френсис Шеффер, читавший лекции в Далласской Богословской семинарии, мы, евангельские христиане, имеем тенденцию «терять правильную ориентацию». В таком случае мы становимся «безобразными» и особенно неприятными нашему Спасителю, Который умер за всех людей, потому, что полюбил их. Христианское «безобразие» — это самый печальный вид «безобразия», поскольку он проявляется у тех, у кого его должно быть меньше всего.

К сожалению, иногда мы, кто должен быть «солью земли» и «светом мира», настолько проникаемся мирскими идеями и настолько соглашаемся с мирской системой ценностей, что перестаем проявлять сострадание к тем, кто имеет самые большие духовные нужды. Да поможет нам Господь избавиться от нашего плотского состояния и от нашей предвзятости и стать духовными людьми, людьми любящими «всех человеков», а не только тех, кто подходит нам интеллектуально или эмоционально.