Образ Бога

Образ Бога в жизни человека

Можно подвести некоторые итоги относительно проблемы человеческого познания. В центре грехопадения стоит дерево познания добра и зла. Нарушив запрет Бога и отведав его плодов, человек встал на путь познания. Довольно скоро стало понятно, что дерево это весьма ветвисто, крона неохватна и в ней можно запросто сгинуть, если углубляться дальше и дальше.

Создатель наш дал нам не только свободную волю (возможность нравственного выбора), но и наделил высочайшими способностями (создав нас по образу и подобию Своему), делающими путь познания реальным. Нет неталантливых, неодаренных людей, а в детстве, как было подмечено, все гениальны. Бог изначально заложил в человека ничем не ограниченные способности познавать мир, который Он сотворил, и Творца, желая, чтобы человек, по Его заповеди, с умом возделывал землю, которую Он дал ему во владение (Быт. 2:15–16).

Сегодня, когда мы слышим о гениальных математиках, физиках, биологах, способных проникать в законы мироздания, мы изумляемся, не подозревая, что и сами ничуть не обделены какими-то талантами. Известно, что в настоящее время человек использует только 3 процента возможностей своего мозга. Остальные 97 процентов просто бездействуют! Известно также, что мозг человека содержит примерно 14 миллиардов нервных клеток, но только 7–10 процентов служат нам. Что же мешает нам включить на полную мощность этот колоссальный потенциал познания? Скованность, связанность грехом, ложное идейное основание современной науки, стремящейся опираться не на Библию.

Видимый образ через таланты

Господь не против, чтобы его дети вникали в тайны мироздания, но Он будет против, если они изберут неправильный инструмент, приводящий к искажению всей картины мира. Все знания от Бога, научный склад ума, способности к открытиям, суть, таланты от Бога. Плодоношение в этой области, как и во всех других, будет успешным, если быть в союзе с Богом. И тут есть оптимистические прогнозы. Ученые, исследующие человеческий мозг, предрекают в ближайшем будущем расширение реализации своих возможностей обоими полушариями. Они говорят о том, что человеческий ум претерпевает заметные изменения. В третьем тысячелетии человек будет способен вмещать в 40 раз больше единиц информации, чем прежде.

Каких же познаний прежде всего ждет от нас Создатель, когда говорит, что «лучше знание, нежели отборное золото» (Прит. 8:10). Где искать отборное золото? Ответ очевидный — в Библии, Книге Бога. Писание открывает нам Творца, какой Он есть, показывает нам устройство Его мира и, точно в зеркале, нас самих, какие мы есть. Знания о Боге и о себе — вот два самых главных рода знаний для людей. Если мы знаем характер Бога, требования Его святости, свое положение перед Ним, то будем знать кодекс Его и своей чести. Тогда мы более органично будем существовать в мире, Им созданном. Мы сознательно, а не на интуитивном уровне откажемся от того, за что Бог предопределил проклятие, и будем стремиться во что бы то ни стало получить Его благословение. Только при таком условии мы перестанем быть носителями зла, разрушителями мира Божьего, а обогащенные Его мудростью научимся постигать законы материального мира и использовать эти знания себе во благо.

Библию необходимо постоянно читать для того, чтобы не стать жертвой заблуждения, не поддаться искусной лжи, за которой неизбежно следуют катастрофы, глобальные бедствия, смерть. Именно поэтому Книгу жизни желательно читать не от случая к случаю и не как собрание сказок и древних историй, не имеющих к реальности никакого отношения, а как инструкцию выживания для нас самих. Библия прежде всего предназначена для нашего духовного обучения и назидания, чтобы правильно выстраивать приоритеты во всем, в том числе и в области познания.

Образы для нас

Каким же образом эти невероятные истории из жизни неведомых нам народов могут дать нам духовное ведение, просветлить наш ум духовными истинами? Замечательное объяснение того, как через физические образы видимого мира мы можем черпать духовные знания, находится в Первом послании к Коринфянам апостола Павла, где он ссылается на исход Божьего народа под водительством Моисея из египетского плена. События, упомянутые здесь (прохождение через море, которое чудесным образом расступилось, ропот и неверие Богу после этого, сооружение идола и поклонение ему, гибель тысяч людей как следствие идолопоклонства), апостол называет образами: «А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы» (1 Кор. 10:6). Автор в нескольких местах растолковывает назначение образов природных и исторических, касаясь исхода евреев под водительством Моисея и давая понять, что реальные события того времени имеют и духовные аналоги, применимые для назидания любого верующего. Очень важно, что вся глава посвящена опять же идолопоклонству, за которое так сурово был наказан еврейский народ.

И дальше апостол еще раз напоминает: «Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» (1 Кор. 10:11). Совершенно определенно сказано: видимые события, проявившиеся в материальном мире, — образы духовного мира для нашего наставления, назидания, извлечения нами важных уроков. Призывая людей к совершенствованию себя, он аргументирует это тем, что «проходит образ мира сего» (1 Кор. 7:31). Говорится, что видимый мир, через образы которого Бог научает и вразумляет нас, скоро прекратит свое существование, у нас не так много времени, чтобы пользоваться этими образами. Вполне определенно говорит об этом апостол в другом послании, подробно описывая устройстве скинии и объясняя, что «она есть образ настоящего времени…» (Евр. 9:9).

Мир образов вокруг нас

Мир, который мы чувственно воспринимаем, величие и гармонию которого можем видеть, свидетельствует нам о Боге, Которого мы не можем ни видеть, ни слышать, но зато чувствами своими, через образы можем понять. Через чувственные образы мы также понимаем, как дивно устроил Бог Свое творение. Гимном Богу Творцу, открывающему Себя через образы мира, можно назвать Псалом 103, прочитав который целиком, видишь, как слава Божья является нам в окружающей природе. «Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих» (Пс. 103:24).

Павел дважды называет Христа образом Бога невидимого (2 Кор. 4:4 и Кол. 1:15). «О славе Христа, Который есть образ Бога невидимого» (2 Кор. 4:4) — это великое откровение! Как мы можем познать невидимого Бога и Его характер? Только близко знакомясь с Христом — образом Бога, сокрытого от наших земных глаз и ушей. Христос — сияние славы Божьей, явленной живущим. Ведь Он жил во плоти и был человеком на земле, которого видели и знали люди! Шаг за шагом познавая Христа по воспоминаниям евангелистов, бывших лично знакомыми со Христом или слышавшими о Нем, узнавая с их верных слов, что Он говорил, что делал, что чувствовал, — мы можем знать, какой есть наш Бог, как Он действует в нас и для нас.

По большому счету, все устройство мира видимого — образ мира невидимого, духовного, где царит Бог и все творение поклоняется Ему. Но враг Бога и человека хочет, как мы знаем, чтобы поклонялись не Богу, а ему лично. Поэтому он без устали творит свои образы и предлагает их людям, дабы исказить все их представление о мироздании, о сути поклонения и тем самым ввести людей в грех идолопоклонства, чтобы добиться власти для себя. Библия говорит, что с помощью чудес сатана подстрекает самих людей творить образы все с той же одной-единственной целью — поклонения. «И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив» (Отк. 13:14). Следующий стих показывает, что сатане дана сила не только образотворчества посредством чудес, но и великое мастерство, потому что созданные им образы действуют, как живые, и могут создавать иллюзии реальности. «И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтоб убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» (Отк. 13:15).

Где есть образ, там есть и поклонение

Образ, как видно из приведенных выше отрывков, тесно связан с поклонением. Где есть образ, там есть и поклонение. Чтобы это лучше понять, следует внимательно прочитать отрывок Первого послания к Коринфянам от начала и до стиха 13. Нет ничего удивительного, что сразу после объяснения, что такое образы Писания и для чего они нужны, автор послания предупреждает: «Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них» (1 Кор. 10:7). Предлагая принять свои образы, беспрерывно меняя их, извращая образы Божьи, сатана добивается идолопоклонства, грубого и мерзкого, делающего людей неприемлемыми в глазах Бога. Об этом тоже вполне определенно говорит нам Писание: «Славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся» (Рим. 1:23).

Когда славу нетленного Бога люди под диктовку сатаны меняют в образ Его творений — людей или животных, то на место Бога заступает идол. Заметим, что это всегда очень привлекательные образы, которые манят, притягивают, очаровывают и одновременно… устрашают. Образ красного дракона из Апокалипсиса с семью головами и десятью рогами, увенчанного семью диадемами, образ зверя, подобного барсу с ногами медведя и пастью льва, который сражается со святыми и может победить их, который может исцелить нанесенную ему смертельную рану — разве такой образ не восхищает, не ужасает?

Вместе с тем физические образы — это не слепки один к одному с того, что является реалиями духовными. Материальное не есть полный аналог духовного. Вполне уместно сравнивать Отца нашего Небесного с отцом земным, дающим жизнь ребенку. Можно получить зримое представление, как может любить Отец, если видеть и ощущать любовь своего отца. Однако в такой аналогии много допущений, и она далеко не полная, хотя бы потому, что Любовь Отца совершенна и никогда не прекратится, а любовь земного отца, пусть даже самого превосходного, искривлена и вполне может смениться смертельной ненавистью, то есть умереть.

Дух наш заключен в телесной хижине, воздыхает под бременем, как всякий заключенный, желая обрести свободу (2 Кор. 5:1–5). Душа наша больна, и разум как составная часть ее, несмотря на свои гигантские способности, тоже сильно ограничен в реализации этих возможностей, поэтому мы не в состоянии постигать премудрость Божью, Его планы. Хорошо бы всегда помнить о своих ограниченности и несовершенстве, обусловленных грехом. Это лишило бы нас всякого основания гордиться своим умом и возможностями познания.

Настоящие знания, чтобы познать Отца

Мы в состоянии воспринять лишь некоторые духовные реалии, основы духовных знаний, их закономерности, увидеть очертания этой великой горы и ее далекие вершины, да и то будто искаженные оптическим эффектом атмосферы. Апостол Павел объясняет далее: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1 Кор. 13:12). Так что не стоит обольщаться насчет того, что мы здесь и сейчас даже при большом желании, можем все познать лучшим образом. Правильнее и полезнее будет держаться оптимистического утверждения того же автора: «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать» (1 Кор. 8:2). Здесь, на земле, нам дается дар веры, чтобы быть в союзе с Отцом, там, за пределами этого мира, по обетованию Евангелия, нам будут даны настоящие знания, чтобы познать Отца, «подобно как я познан».

Отец наш Небесный прекрасно осведомлен, насколько сильно испорчены сердца человеческие, поэтому полностью открывать нам богатства Своей премудрости, которые грешный человек может употребить во зло, не станет. Некогда Он уже хотел поделиться Своими знаниями с людьми, но это едва не закончилось трагедией. В книге Исход мы читаем: «И когда Бог перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим» (Исх. 31:18). Однако народ, выведенный Богом из египетского рабства, вместо благодарности и хвалы Богу за великое откровение сделал золотого тельца — идола, соорудил жертвенник и стал поклоняться идолу по всем правилам язычества. Гнев и возмущение Бога были так велики, что Он хотел уничтожить глупых и до предела развращенных людей, изменяющих Ему с идолами. «Да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя», — сказал Господь Моисею, которому доверил этот народ. Если бы не жаркая мольба Моисея, так бы и произошло.

Моисей, готовый умереть вместе со своим народом, вымолил его у Бога, но он извлек главный урок: нельзя давать такому народу скрижали — «дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях», так как эти письмена Божии суть Его откровения. «Когда же он приблизился к стану, и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом, и бросил из рук своих скрижали, и разбил их под горою» (Исх. 32:19–22). Моисей уничтожил сокровенные знания, при этом в голову его никак не могло вместиться: как народ, который воочию видел Божью любовь, славу, чудеса и знамения, для него творимые, мог отвернуться от Бога, сделать идола — самое отвратительное в глазах Бога. Об этом он спрашивает Аарона, своего брата, который был поставлен священником над народом. Ответ Аарона: «Ты знаешь этот народ, что он буйный».

Не стоит обольщаться на свой счет и думать, что мы — другой народ. Хотя прошли тысячелетия, образовались другие государства и общества, мы, люди, мало изменились — такой же буйный и неразумный народ, готовый по любому поводу пуститься в пляс перед вылитым из золота или изготовленным каким-то другим способом идолом. И пока это есть в нас, будем видеть гадательно, через тусклое стекло. Мы можем лишь приближаться к познанию Бога, но именно этого Он ждет от нас.

Бог начинает открывать Свои истины младенцам

Действительно, Святое Писание для многих, кто впервые открывает его, — непонятная тайная книга, закодированные знания, расшифровывать которые кажется непосильным занятием. Над ней бьются не возрожденные духом люди, пытаясь понять ее сокровенные знания, точно воровской фомкой вскрыть сейф, где лежит счастье. Но не требуется другого инструмента, кроме признания своего греха, немощи, жажды прощения и усыновления. Тогда тайное удивительным образом начинает проясняться. Поверив во Христа, люди читают «тайную» Книгу Библию и вдруг понимают, что ее строки обращены прямо к ним, слова будто выпрыгивают из страниц и хватают за сердце, разбивая его корки, вызывая слезы благодарности. Так Бог начинает открывать Свои истины младенцам. «Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение» (Мф. 11:25–26).

Может ли Евангелие быть тайной книгой, если оно говорит о нашем спасении, о том, как обрести его. А Бог не желает, «чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3:9). Может ли Евангелие быть чем-то секретным, если Иисус дал Своим ученикам поручение свидетельствовать о Нем «даже до края земли» (Деян. 1:8). То есть не прятать и закрывать знания Благой вести (именно так с греческого переводится Евангелие), а разносить и распространять их повсеместно.

Господь хочет, чтобы мы овладевали библейскими знаниями, предназначенными персонально каждому. Слава Богу, на этот счет есть совершенно четкое и недвусмысленное указание: «Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1 Тим. 4:16). Если будем вникать должным образом (с молитвой и благодарением), то Бог обязательно откроет Свое слово, те его разделы и стихи, которые предназначены именно нам. Ведь Он очень хочет открыть его тем, кто ослабел в борьбе с жизнью и самим собой, кто нуждается в поддержке, утешении, ободрении. Изучение Библии прямо связано с нашим спасением и не только нашим, но и тех, кто окружает нас. Что еще может быть важнее спасения души? Какая великая цель жизни, какой удивительный смысл ее открывается в этом!