Возникновение авторских прав

Возникновение авторских прав не требует особых формальностей. В соответствии с п.1 ст.3 Конвенции и ст.9 Закона обладатель авторского права для оповещения других лиц о своих правах на каждом экземпляре произведения помещает знак охраны авторского права, состоящий из латинской буквы С (начальной буквы английского copyright – авторское право), помещенной в окружность – ©, имени (наименования) обладателя авторского права и года первого опубликования произведения. Например:

© Юрий Решетников, 1996.

© Одесская Богословская Семинария, 1996.


Конвенция подчеркивает, что этот знак, имя и год должны быть помещены таким способом и на таком месте, которые ясно показывали бы, что авторское право сохраняется. После присоединения СССР к данной Конвенции, в развитие этих ее положений были изданы Инструкция о порядке применения знака охраны авторского права на произведения литературы, науки и искусства, издаваемых в СССР [Приложение к приказу Председателя Госкомиздата СССР от 28 марта 1973 года № 153] и Разъяснения о применении знака охраны [содержатся в циркулярном письме Госкомиздата СССР от 24 апреля 1973 года № 594].

Говоря о значении этих актов для нас, следует указать, что по общему правилу нормативные акты бывшего СССР в части, не противоречащей действующему украинскому законодательству, действуют до их отмены или до вступления в силу соответствующих нормативных актов Украины. И хотя, из-за возникновения различных форм собственности, эти акты в настоящее время фактически не применяются, а вопросы, оговариваемые ими, регулируются уставами различных редакций и издательств, они представляют для нас определенный интерес в качестве примера решения поднимаемых проблем. Исходя из этого, обратим внимание на некоторые положения вышеназванных документов. Инструкция содержит в себе правила применения знака охраны авторского права не только в случае первого издания произведения, но и в случаях переиздания, изменения, переводов и т.д. При переиздании произведения без изменений издательством, осуществившим первое издание, или другим издательством на обороте титульного листа должен быть полностью отображен символ охраны авторского права, обозначенный на первом издании. Если переиздание осуществляется издательством, осуществившим первое издание, на первой странице титульного листа, как обычно, должен быть указан год переиздания и название издательства, а на обороте титула – знак © и название этого издательства, но с указанием года первого издания [п.7 Инструкции]. Произведение считается измененным, если изменения затрагивают не менее 25 % его материала.

При издании произведения в измененном виде на обороте титульного листа должны быть указаны как символ первого издания, так и символ издания, содержащего изменения, независимо от того, осуществлено ли данное издание первоиздателем или другим издательством [п.8]. Если изменения касаются добавления предисловия, послесловия, иллюстраций и т.п., то после даты последнего издания возможно указание характера дополнений. При издании произведения, охраняемого авторским правом, в переводе с одного языка на другой на обороте титула должны быть обозначены символы как оригинального издания, с которого осуществляется перевод, так и переводного. Символ оригинального издания должен быть обозначен языком оригинала, а символ перевода языком перевода [п.9].

Сборник произведений является самостоятельным объектом авторского права, и поэтому целиком обозначается символом охраны авторского права. Но если отдельные произведения, входящие в него, уже издавались и являются объектом авторского права, то на их первой странице ставится соответствующий символ охраны [п.10]. Издательствам, выпускающим в свет такие сборники, принадлежит авторское право в целом на весь сборник, а отдельным авторам, чьи произведения включены в него, принадлежит самостоятельное авторское право на соответствующие произведения. В связи с этим они вправе требовать указания своего авторства и неприкосновенности произведения. Думаю, этот момент следует учесть нашим издателям, особенно это касается сборников духовных песен, в которых следует указать как авторов этих песен (где это возможно), так и вернуться к их оригинальному тексту.

Как уже указывалось, обычно символ охраны авторского права обозначается внизу на обороте титульного листа, однако, в случае отсутствия такового (в журналах), символ может ставиться внизу на первой странице произведения. После знака © также может указываться не наименование издательства, но наименование печатного органа, если он, в лице своей редакции, выступает в качестве субъекта авторского права. В заключение этого раздела хочется заметить, что в последние годы за рубежом, например, в США, прослеживается тенденция опускания знака © с сохранением наименования обладателя авторского права и года соответствующего издания. Помимо простого использования символа в целях охраны авторского права Закон предусматривает и государственную регистрацию произведений [п.п.3-4 ст.9]. Обладатель авторского права или какого либо исключительного правомочия на произведение для свидетельства об авторстве на обнародованное либо необнародованное произведение, о факте и дате опубликования произведения или о договорах, затрагивающих права автора на произведение, в любое время в течение срока охраны авторского права может его зарегистрировать в официальных государственных реестрах. Как вытекает из текста данного положения, такая регистрация является правом, но не обязанностью автора или другого соответствующего лица. Государственная регистрация осуществляется Государственным агентством Украины по авторским и смежным правам, которое составляет и периодически издает каталоги всех регистраций. О регистрации прав автора выдается свидетельство. При возникновении спора регистрация признается судом как юридическая презумпция авторства, то есть считается действительной, если в судебном порядке не будет доказано иное. Лицо, владеющее материальным объектом, в котором выражено произведение, не может препятствовать обладателю авторского права в регистрации.